X

Шины: Нам проколы не страшны

Как устроены шины, не боящиеся гвоздей.

Как устроены шины, не боящиеся гвоздей.

Все пять тысяч лет с момента, когда было придумано колесо, человек его непрерывно совершенствовал. Изобретение в XIX веке резиновых шин стало своего рода прорывом. Очередной шаг, сделанный шинными компаниями несколько десятилетий назад, – разработка шин, не боящихся проколов. Сегодня существует несколько разновидностей таких покрышек.

История

Шины, не боящиеся проколов, ведут свою историю еще с 1892 года. Тогда был зарегистрирован первый патент на беспрокольную покрышку. Его получил Джон Сейберлинг, отец основателей компании Goodyear – братьев Фрэнка и Чарлза Сейберлингов. Эта первая беспрокольная шина имела усиленную боковину, что позволяло автомобилю перемещаться и сохранять управляемость при полном падении давления в покрышке. В серийное производство эта технология была запущена только сто лет спустя – в 1992 году компания Goodyear выпустила шины с усиленной боковиной, которые получили имя RunOnFlat™. Сделанные по такому же методу шины фирмы Dunlop раньше назывались DSST Run-Flat (с англ. – «доедем домой»). Эту технологию используют также и компании Nokian Tyres (Run Flat), Michelin (ZP) и Continental (Self-Supporting Runflat Tyre-SSR).

Сейчас Goodyear поставляет покрышки RunOnFlat™ на конвейеры Rolls-Royce, Ferrari, BMW, Mini и других автопроизводителей. В 1934 году эта компания предложила еще одну беспрокольную систему LifeGuard Safety Tube. Она представляла собой трубку внутри шины, которая позволяла водителю сохранить управляемость и съехать на обочину.

Идеи Michelin. В 1998 году беспрокольную технологию, названную PAX, представила компания Michelin. Ее инженеры встроили внутрь покрышки пластиковый обод, который крепится к диску. Поначалу PAX можно было встретить только на концепт-карах, затем на эксклюзивных моделях, а теперь такие шины устанавливают на многие серийные Audi, Mercedes-Benz и BMW. В качестве опций их предлагают и для автомобилей более низкого ценового диапазона.

Идеи Continental. Самую свежую беспрокольную технологию ContiSupportRing (CSR) недавно предложила компания Continental. Она представляет собой металлическое кольцо с гибкой опорой, которое монтируется непосредственно на колесный диск. При нормальном движении система CSR не влияет на управляемость автомобиля и не ухудшает его динамику. В случае же потери воздуха кольцо поддерживает шину, сохраняя при этом маневренность машины на прежнем уровне.

Альтернатива

Универсальное кольцо. Альтернативу разработкам крупных шинных компаний предложил аргентинский предприниматель доктор Jose S.Rolla. Запатентованное им устройство – аналог системы PAX от Michelin – имеет разрезное кольцо (металлическое или пластиковое) с прямоугольным либо двутавровым сечением, которое надевается на любой колесный диск, а не на диск асимметричной конструкции, как у Michelin. Диаметр диска меньше, чем у наружной поверхности кольца, поэтому при проколе центральная часть шины ложится именно на эту поверхность. Боковина покрышки при этом меньше деформируется и не режется острой кромкой диска. На наружную поверхность кольца нанесен эластичный фрикционный слой, снижающий вероятность проворачивания шины вокруг диска при торможении. Кольцо может быть составным или цельным с разрезом. При монтаже составное крепят с помощью сварки, а цельное надевают на специальном оборудовании. У такой «окольцовки» только один недостаток – масса колеса в сборе увеличивается на 20%.

Гели-герметики. Использование одной из беспрокольных систем увеличивает стоимость покрышки в среднем на 25%. Есть и менее дорогостоящий способ – использование гелей-герметиков. Конструкция самогерметизирующихся покрышек позволяет бороться со многими повреждениями. Под их протектором находится дополнительная прослойка, содержащая герметик, который справляется с небольшими (до 5 мм) проколами, сделанными гвоздем, шурупом, проволокой. При контакте с воздухом он полимеризуется, герметизируя канал утечки воздуха. Примером самогерметизирующихся покрышек могут служить Uniroyal Tiger Paw с системой NailGard, Tiger Paw Royal Seal, General GEN*SEAL. Среди самых популярных – NailGard™, специальный герметик, состав которого запатентован фирмой Uniroyal Tire.

Компания Goodyear представила недавно похожую технологию DuraSeal для грузовых шин. Влитый во внутренний слой шины герметик при повреждении размером до 6 мм дает возможность добраться до сервиса с проколотым колесом.

Встроенный изолятор. Еще одну альтернативную беспрокольную технологию разработала компания Kleber. Система Protectis представляет собой слой высокоэластичного полимера, который обволакивает все инородные тела до 4,7 мм диаметром, прошедшие сквозь покрышку. После извлечения предмета отверстие просто затянется, как рана на коже.

На самом деле беспрокольных шин не бывает. Когда речь идет о покрышках, которые не боятся проколов, имеется в виду, что автомобиль даже с проколотой шиной сможет двигаться некоторое время – пока не доедет до ближайшей СТО. В современной шинной индустрии среднестатистический запас хода таких покрышек обычно составляет 100 – 200 км. При этом производители говорят, что даже их суперпокрышки не всесильны, потому на проколотой шине лучше двигаться со скоростью не более 80 км/ч.

RunFlat – это общепринятое название беспрокольных шин (к таким относятся RunOnFlat ТМ, PAX и другие независимо от особенностей технологии).

 Системы контроля давления в шинах

Ходовые качества автомобиля с проколотой покрышкой, оснащенной одной из перечисленных в статье систем, изменяются не намного, поэтому транспортные средства, укомплектованные беспрокольными шинами, зачастую имеют в своем арсенале указатель давления и температуры в шинах. Он нужен для того, чтобы водитель был информирован о состоянии шины, и принимал соответствующие меры, если она проколота. Такой датчик можно также установить дополнительно. В Украине представлен ряд таких систем, например, Smart Tire или Waeco Magic Control MTPM-200.

 Опасности проколов

Полная или частичная потеря давления в проколотой шине может стать причиной увода той оси автомобиля, где спущено колесо (1), (2). Это может привести к авариям или несчастным случаям. При давлении 1,0 бар и ниже обычные шины могут «разуться» – резина соскользнет с посадочного места на диске, а сам колесный диск деформируется (3). Кроме того, из-за сильной деформации и трения боковины покрышки очень быстро нагреваются до высоких температур, что вызывает их разрушение. Шины обычной конструкции при снижении давления не способны обеспечить автомобилю надлежащую управляемость и тормозные свойства.

 Беспрокольные технологии

Усиленная боковина

В покрышках RunOnFlat™, DSST Run-Flat, Ran Flat, ZP, SSR боковины сделаны из нескольких слоев резины с термостойким кордом, который при полной потере давления не дает боковинам шины складываться или сминаться. Недостаток этой системы в том, что после прокола колесо выдерживает меньшие нагрузки, чем другие беспрокольные шины. Автомобиль сможет проехать не более 80 км, рекомендованная скорость – 80 км/ч. Достоинство – для шины не нужен специальный обод, ее можно установить на диски классической конструкции на любом шиномонтаже.

Поддерживающее кольцо

Система CSR (ContiSupportRing) включает в себя металлическое кольцо с гибкой опорой, которое монтируется непосредственно на колесный диск. Даже если шина полностью спущена, ее посадочный пояс, опираясь на металлическое кольцо, остается на своем месте. Покрышка при этом ложится на кольцо. При пробитом колесе с такой системой разрешается дальнейшее движение с максимальной скоростью 80 км/ч на расстояние до 200 км. Недостаток этой системы в том, что для поддерживающего кольца найдется место только в колесах с высоким профилем.

Внутренний обод

В технологии PAX компании Michelin возможность доехать до сервиса на пробитом колесе обеспечивает специальный внутренний пластиковый обод. Колесный диск имеет асимметричную конструкцию: внешний радиус меньше внутреннего. После прокола автомобиль может проехать без остановки до 200 км со скоростью 80 км/ч. Однако из-за оригинальной конструкции установить такие шины можно только на диски специальной конструкции с использованием спецоборудования (в Украине встречается очень редко).

Светлана Скрипка
Фото фирм-производителей и Сергея Кузьмича