Снова выборы, но – шин

0

Вопросов относительно покупки зимних шин всегда много. В этом номере мы расскажем, как собирать информацию, достаточно ли поменять только два колеса, когда нужно покупать новые зимние шины и куда девать старые.

Вопросов относительно покупки зимних шин всегда много. В этом номере мы расскажем, как собирать информацию, достаточно ли поменять только два колеса, когда нужно покупать новые зимние шины и куда девать старые.

2 или 4?

Некоторые считают, что зимние шины нужны только на ведущих колесах. Однако это мнение ошибочное, пригодное разве что для машины, которая эксплуатируется в селе, где отсутствуют понятия «транспортный поток» и «хорошие дороги». Для «цивилизации» выбор «две зимние + две всесезонные или летние шины» не подходит. Причина проста – в экстремальных ситуациях и при резких маневрах потерять контроль над автомобилем с резиной для разных сезонов очень легко. Как итог – глубокий занос (если зимние шины спереди) или снос передней оси (если зимние шины сзади). Еще хуже ситуация у заднеприводных машин, передние колеса которых в не соответствующей сезону резине не способны эффективно тормозить. А ведь они в штатных ситуациях несут основную часть нагрузки при замедлении. Только четыре!

Кому верить?

В поисках зимних шин автовладельцы обычно направляются в автомагазин или на авторынок. Но продавцы могут давать рекомендации, исходя из своей выгоды, – на одних моделях они зарабатывают больше, на других меньше. Прежде стоит изучить результаты шинных тестов за последние несколько лет, посмотреть предложения в журналах и Интернете. Результаты тестов так называемых арктических зимних шин мы публикуем ежегодно (в этом году в АЦ № 41). Найти их сможете на сайте «Автоцентра» (autocentre.ua) в разделе «Архив». Информация о тестах других зимних шин есть на сайте немецкого клуба ADAC (http://www.adac.de/Tests/Reifentests/Winterreifen). Отзывы можно прочитать на форумах разных автомобильных сайтов, правда, при этом нужно учитывать, что у автовладельцев нет возможности сравнить одновременно в похожих условиях несколько шин. Иногда сравнивают старые, изношенные с новыми, что малоценно.

И уже проанализировав результаты тестов, выбрав несколько подходящих моделей для своих условий (авто, режимы движения, условия эксплуатации), стоит отправляться за покупкой и слушать подробную информацию продавца.

При выборе шин следует хорошо подготовиться самому, а не перекладывать на продавца задачу выбора.

Когда и почему нужно менять летние шины на зимние?

Изменение свойств шин разных типов

При температуре ниже +10°С резина протектора летних шин начинает терять свою эластичность – тем существеннее, чем ниже температура (см. график). А при +7°С резина настолько твердеет, что не может хорошо вдавливаться в микронеровности дорожного покрытия, соответственно опорная поверхность шины начинает контактировать только с верхушками микрорельефа, работая, как лыжа, что существенно снижает коэффициент сцепления шин с дорогой. Для исключения этого в состав резиновой смеси протекторного слоя зимних шин вводят кремнийорганические соединения, называемые «силикой». Это существенно снижает влияние низких температур на «мягкость» резины протектора. Но зато при повышении температуры зимний протектор становится настолько мягким, что при увеличении продольных и боковых нагрузок начинает скользить и интенсивно изнашиваться.

При снижении среднесуточной температуры ниже 7°С.

Куда девать старые шины?

После того, как рисунок протектора стал меньше 4 мм, зимнюю шину следует либо выбросить, либо эксплуатировать летом. Но в последнем случае существует масса предостережений. Эластичный протектор в жару начинает быстрее скользить, поэтому по сравнению с летней резиной тормозной путь больше, разгонная динамика, устойчивость и управляемость в критических ситуациях значительно хуже. А из-за маленькой глубины рисунка протектора устойчивость к аквапланированию невысокая.

Изношенные зимние шины следует отправлять либо в утиль, либо с большой осторожностью эксплуатировать летом.

Когда покупать новые зимние шины?

У новых моделей шин Nokian имеется не только перемычка критического износа 1, но и индикатор остаточной глубины протектора в цифровом виде, цифры 2 на центральном ребре.
У новых моделей шин Nokian имеется не только перемычка критического износа 1, но и индикатор остаточной глубины протектора в цифровом виде, цифры 2 на центральном ребре.

Влияние различных факторов на свойства зимних шин

Критичная остаточная глубина рисунка протектора, при которой производители шин рекомендуют их менять, – 4 мм. Ниже этого порога зимние характеристики шин значительно ухудшаются. Поэтому, как только вы обнаружили, что глубина рисунка 5 мм, пора задуматься над вопросом поиска и приобретения новых шин. Для определения критичного износа никакого специнструмента не нужно. Во многих шинах есть индикатор износа в виде перемычки в центральной канавке. Ее высота – 4 мм. Если протектор сровнялся с перемычкой – пора менять шины. Кроме того, их следует периодически осматривать на предмет целостности шипов.

Стоит отметить, что после первой зимы сцепные свойства шины снижаются на 10%. После второй, третьей, характеристики еще больше ухудшаются, к износу добавляется снижение эластичности резины протектора. Водители, как правило, этого не замечают, поскольку процесс ухудшения характеристик происходит плавно. И только в критических ситуациях становится понятно, что изношенные зимние шины уже не держат дорогу.

Зимние шины подлежат замене при остаточной глубине рисунка протектора 4 мм и менее.

Юрий Дацык
Фото Nokian Tyres, иллюстрации Continental

Продолжение следует.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.