X

Спасение утопающих

Недавнее наводнение на западе нашей страны может обернуться неприятностями еще и для покупателей подержанных автомобилей. Теперь «утопленники» будут поступать на рынок уже не из Западной Европы, как в 2002 году, а из Западной Украины.

Недавнее наводнение на западе нашей страны может обернуться неприятностями еще и для покупателей подержанных автомобилей. Теперь «утопленники» будут поступать на рынок уже не из Западной Европы, как в 2002 году, а из Западной Украины.

Недавнее наводнение на западе нашей страны может обернуться неприятностями еще и для покупателей подержанных автомобилей. Теперь «утопленники» будут поступать на рынок уже не из Западной Европы, как в 2002 году, а из Западной Украины.

Этим летом из-за стихии в западной части нашей страны затонули сотни автомобилей, значит, скоро на авторынках появятся, а может, уже и появились машины-«утопленники». На столичном авторынке продавцы говорят, что они уже продаются. Если в Европе еще могли просто выбросить «затонувшее» авто на свалку, то у нас все утонувшие машины после легкой «реанимации» поступят в продажу. Найдется не один десяток «дельцов», которые захотят подзаработать на перепродаже «искупанных» авто под видом обычных. Ведь цена «утопленника» приблизительно равна 50% от рыночной, приведение его в порядок – $500–1000. Соответственно, машина, которая на рынке стоит $10 тысяч, обойдется перекупщику в $5,5 тыс. Но продавать ее будут по рыночной цене. Вот и выходит $4,5 тысячи «навара», а это в несколько раз выше, чем прибыль от перепродажи «нетопленной» машины.

Раскисшие тормозные колодки нужно заменить.
Окисленные контакты электропроводки со временем обязательно напомнят о себе.

Бомба замедленного действия?

Самая дорогая в обслуживании – «утопленная» АКП 1. Если даже несколько капель воды останутся в ней, при разогреве из-за образования паровой пробки снизится усилие сжатия пакета фрикционов 2, 3 и они очень быстро выйдут из строя.

Если машина побывала под водой, вопрос ее остаточного ресурса остается открытым. Подвох в том, что негативные процессы происходят постепенно. От воды при этом может пострадать буквально все.

Кузов. Неоцинкованный начнет гнить с внутренней стороны, а это может привести к сквозной коррозии.

Электроника. Влага попадает во все электронные устройства и блоки управления, в жгуты проводов и датчики. В электрических контактах при окислении, коррозии происходит обрыв цепи или из-за нарушения проводимости искажаются сигналы. Влага вызывает гниение изоляции электропроводки. Электроприборы могут работать достаточно долго и без сушки, но когда в электронике возникнет сбой, то определить причину остановки машины будет сложно и дорого.

Двигатель, трансмиссия. Если в серьезно «затопленном» моторе сразу не поменяли масло, образовывается водо-масляная эмульсия, и в результате ухудшения смазки происходит его ускоренный износ. Неполадки в связи с тем, что масло «разбавлено», могут возникнуть и в КП. Влага также негативно влияет и на систему питания двигателя. Вода, оставшаяся в катализаторе, тормозной системе, глушителе, рано или поздно приведет к их поломке.

Поэтому, если вы приобрели «утопленника», необходимо провести целый ряд операций по сушке и чистке большинства элементов автомобиля.

Опознание «утопленника»

После несильного гидроудара мотор может неустойчиво работать из-за погнутых шатунов.
Вероятность возвращения к жизни «утопленного» АКБ очень низка.
Замена фар современных иномарок, особенно с интеллектуальным «ксеноном»– очень большая статья расходов.

Даже при минимальных манипуляциях по приданию «утопленнику» товарного вида отличить его от нормальной машины сложно. Поэтому в ближайшее время будьте особенно внимательны при покупке машин из Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Черновицкой, а также Винницкой областей.

Для осмотра автомобиля придется снять карты дверей и частично вскрыть ковровое покрытие. Специалисты утверждают, что задуматься о целесообразности покупки следует уже при выявлении нескольких явных признаков «купания». Перекупщикам «утопленников» главное – продать машину и больше заработать, а для этого необязательно сушить всю электропроводку, менять технические жидкости в машине, заново смазывать все узлы.

Признаки «утопленника»:

в нижней части фар, особенно в уголках, заметны остатки ила или зеленоватой плесени, а рефлектор помутнел;
запотевшие стекла приборной панели с внутренней стороны;
окислившиеся контакты предохранителей и наплывы песка в их корпусе;
песок и влага в пластиковых рукавах электропроводки;
следы «свежей» антикоробработки;
свежая смазка на замках багажника и всех дверей, а также на салазках сидений;
заменены детали и узлы тормозной системы;
неприятный гнилостный запах в салоне. Его могут глушить большим количеством освежителей воздуха, но в багажнике убить этот «аромат» сложнее;
признак полной разборки салона в относительно новом автомобиле – сорваны заглушки, повреждена конфигурация головок болтов, саморезов;
следы затопления могут проявляться в виде разводов на ковриках, тканевой обивке сидушек и затвердении кожи на креслах;
о «купании» свидетельствует четкая линия на картах дверей и панелях багажника, которая разделяет их на две части, отличающиеся между собой оттенком;
оголенный металл пружин и салазок передних сидений покрыт ржавчиной;
должна насторожить идеальная чистота в салоне. Химчисткой могли «замести» следы затопления;
химчистка салона не уберет слой илистой грязи на бархатке уплотнителей опускаемых стекол дверей.

Тест-драйв

Важно протестировать выбираемый автомобиль.

Признаки «утопленника»:

подклинивающий тугой ручник или педаль сцепления;
неровная работа двигателя на разных режимах;
провалы при работе двигателя в движении;
проблемы с сервоприводом педального блока, рулевой колонки.

Психология

При осмотре машины внимательно наблюдайте за поведением продавца: излишняя уступчивость может быть признаком того, что с машиной не все в порядке. Не лишним будет поставить приглянувшийся автомобиль на комплексную диагностику.

Имеет ли смысл покупать «утопленника»?

Здесь многое зависит от конкретного случая. Важны степень затопления автомобиля, время, проведенное в воде, и количество электроники, которой начинена машина. В дорогих, выпущенных недавно автомобилях столько дорогостоящего электронного оборудования, что ремонт может обойтись значительно дороже, чем сэкономленная сумма. А надежность и ресурс, который был у машины до затопления, вряд ли удастся вернуть даже при очень качественном восстановлении.

Возвращение к жизни:

полная разборка салона и последующая сушка в специальных условиях – теплым воздухом в интенсивно вентилируемом боксе (камере);
замена топливных, масляных, воздушных фильтров и эксплуатационных жидкостей (масел, жидкостей для охлаждающей, тормозной системы и стеклоомывателя);
промывка систем смазки, охлаждения, питания, гидроусилителя;
удаление влаги из всех скрытых полостей и жгутов электропроводки (продувка сжатым воздухом);
смазка подшипников ступиц, полуосей (если возможно) или их замена;
сушка электродвигателей (вентилятора, системы отопления, стартера) и генератора;
химчистка салона и багажника;
тщательная мойка кузова, моторного отсека, багажника, фар и т. д.

Если при покупке авто обнаружили признаки его «купания», определите, что еще нужно сделать. Это, конечно, не будет гарантировать полной надежности, но таких гарантий нет при покупке любой «бэушной» машины.

 Мнение  

Михаил Швец
Мастер СТО. Стаж работы в автосервисе – 14 лет

Целесообразность покупки автомобиля-«утопленника» зависит от того, что это за машина, насколько глубоко она «купалась» и каковы у вас возможности по ее обслуживанию и ремонту. Самый нежелательный вариант – современные иномарки, напичканные электроникой, а также машины с классическим «автоматом» с гидротрансформатором. Этот агрегат нужно разобрать, полностью удалить воду и собрать, заменив все прокладки и сальники. Иначе даже из-за нескольких капель воды он очень быстро выйдет из строя. А его переборка стоит дороже, чем переборка двигателя. Плюс стоимость и замена всех техжидкостей, фар, особенно с ксеноном и биксеноном, и т. д. Если вы будете пользоваться услугами фирменного автосервиса, это может не покрыть даже 50-процентная разница в стоимости автомобиля. Если машина находилась в воде выше, чем щиток приборов, придется менять и его, а возможно, и блоки управления бортовой электроникой. А это удовольствие не из дешевых.

Есть смысл покупать «утопленника», если вы сами можете сделать ремонт или же вам предлагают конструктивно простую иномарку с механической КП, для которой можно найти комплектующие на разборке.

Максим Кравченко
Фото Андрея Яцуляка, Униан, Audi