X

Стекла: Увидеть все!

Система очистки лобового стекла, при кажущейся простоте, состоит из ряда узлов и механизмов. И выход из строя или просто отклонение от нормы в работе любого из них не только портит нервы, но и усложняет управление автомобилем. А ведь хорошая видимость в любых дорожных условиях – залог безопасности. Как добиться, чтобы лобовое стекло было всегда чистым?

Система очистки лобового стекла, при кажущейся простоте, состоит из ряда узлов и механизмов. И выход из строя или просто отклонение от нормы в работе любого из них не только портит нервы, но и усложняет управление автомобилем. А ведь хорошая видимость в любых дорожных условиях – залог безопасности. Как добиться, чтобы лобовое стекло было всегда чистым?

Система очистки лобового стекла, при кажущейся простоте, состоит из ряда узлов и механизмов. И выход из строя или просто отклонение от нормы в работе любого из них не только портит нервы, но и усложняет управление автомобилем. А ведь хорошая видимость в любых дорожных условиях – залог безопасности. Как добиться, чтобы лобовое стекло было всегда чистым?

Качество очистки стекла во многом зависит от состояния «дворников», а точнее, их составляющих – резиновых лезвий, рычагов и их шарниров.

Менять или реставрировать стеклоочистители желательно при первых же намеках на износ – если на стекле остаются разводы (хотя лезвие чистое) или при работе раздается скрип. Впрочем, можно придерживаться сезонности – устанавливать на зиму специальные «зимние» изделия, лезвия которых содержат полимерные добавки (тефлон, силикон). Благодаря им стекло лучше очищается и меньше изнашивается за счет более низкого коэффициента трения и большей эластичности при отрицательных температурах, а система при работе не издает лишних звуков. Многие зимние щетки делают зачехленными. Именно такая конструкция наиболее оптимальна при снегопадах. Рычажный механизм и шарниры в таких щетках не обмерзают, поэтому «дворник» остается подвижным по всей длине и хорошо очищает всю поверхность стекла.

При покупке стоит убедиться, подходит ли вашему автомобилю как длина (указана на упаковке «дворников»), так и механизм крепления щетки. Обязательно проверьте, входят ли адаптеры-переходники в комплект и совместимы ли они с вашими рычагами.

Использовать адаптеры и щеткодержатели много раз допускается лишь в том случае, если они сделаны из металла – пластиковые детали за год-два обычно становятся хрупкими и буквально рассыпаются в руках.

Не менее важно состояние рычагов – в случае сильного износа в соединениях появляется заметный люфт, который при работе системы провоцирует сильный перекос щеток. Из-за таких разболтанных механизмов стекло очищается очень плохо. Устранить люфт можно, обжав соединения плоскогубцами и молотком, а если это не помогает, лучше заменить их, не дожидаясь серьезных проблем в дороге.

При замене поводков желательно подложить под гайку крепления граверную шайбу – нередко крепление самопроизвольно раскручивается. Если щетки плохо чистят из-за того, что изношено резиновое лезвие, его тоже можно заменить. В продаже есть самые разные варианты ремкомплектов, в том числе и с улучшенными характеристиками.

Электропривод

Привод «дворников», как правило, служит долго и нареканий не вызывает. Конечно, лишь в том случае, если водитель не допускает длительной работы щеток «насухую» – при этом из-за существенно возросшей нагрузки электродвигатель может «сгореть». Для защиты электромотора от перегрузок на некоторые автомобили устанавливают биметаллический термопредохранитель.

Впрочем, в любом случае после «ночевки» машины на морозе под открытым небом будет нелишним вручную «отклеить» примерзшие к стеклу щетки. Еще полезнее заблаговременно отвести «дворники» от стекла, подложив под них, например, спичечные коробки.

Электроомыватель

Для подачи жидкости из бачка омывателя к стеклу используется электронасос, который монтируется непосредственно в бачок этой системы. У некоторых автомобилей омыватели переднего и заднего стекол оснащены отдельными электронасосами. В случае, когда используется один, магистрали подачи жидкости к стеклам или фарам перекрываются специальными электромагнитными клапанами, открывающимися при подаче электричества. Если один из насосов «бастует», не спешите снимать его – сначала проверьте соответствующее реле, а также предохранители, расположенные в «черном ящике».

Распылители

Именно эту деталь чаще всего меняют любители тюнинга. Светящиеся синим светом распылители, конечно, выглядят необычно, однако главная их задача – подавать жидкость на лобовое стекло. Отрегулировать положение форсунки – задача нехитрая, это можно сделать иголкой или небольшим шилом.

Стандартные распылители с одной форсункой стоит заменить более эффективными сдвоенными. Такие изделия дают «стереораспыл», поэтому «дворники» очищают лобовое стекло лучше и меньше изнашиваются. Главное – правильно развернуть распылители: так, чтобы угол между струями воды составлял 20 – 40 градусов. Тюнинговые распылители отличаются от «родных» еще одной полезной особенностью: они не просто вставляются в отверстия на капоте, а надежно фиксируются с помощью пластиковой гайки, которая навинчивается на них с внутренней стороны капота. Благодаря этому нюансу такая «писалка» никогда не выпадет из отверстия, как это часто бывает с родными, пластик которых «усыхает» на солнце.

В сильные морозы есть опасность, что жидкость замерзнет в трубопроводах. В этих случаях можно отогреть систему в теплом гараже (на отапливаемой стоянке) или использовать для этих целей электрофен. Омыватель отказывается работать и когда его форсунки обмерзают льдом. Если нет желания их чистить, можно установить электроподогреваемые форсунки от какой-нибудь подержанной «нафаршированной» иномарки. Правда, для этого придется попутешествовать по разборкам.

Жидкости

Ни для кого не секрет, что в бачок омывателя зимой лучше заливать специальную незамерзающую жидкость на основе этилового или изопропилового спирта. Метилсодержащие средства использовать запрещено – пары этого спирта могут вызвать сильнейшее отравление организма и даже слепоту! На этикетках состав указывают не всегда, поэтому лучше приобретать препараты с инструкцией на русском языке, где указана их основа, а качество изготовления емкости и расфасовка не вызывают подозрений. Помните, что неразведенная водой концентрированная «незамерзайка» чистит стекло хуже, поскольку она слишком «жирная».

 Универсальные «дворники»

Хорошей альтернативой зимним щеткам могут послужить так называемые бескаркасные «дворники», которые устанавливают на многие новые автомобили. Они не боятся обмерзания, более обтекаемые, легче чистятся, но очень дорогие и могут не подойти для машин с большой кривизной лобового стекла.


 Как отдыхать «дворникам»

Поднимать стеклоочистители, чтобы они не примерзали к стеклу, не желательно – при этом растягиваются пружины рычагов, и впоследствии «дворники» будут слабее прижиматься стеклу, а следовательно, хуже чистить.

Олег Полажинец
Фото Владислава Бойко и Bosch