СТО: Диагноз без вскрытия
Выявить неисправность автомобиля своевременно и без «вскрытия» безопаснее и дешевле, чем ликвидировать ее последствия. Кроме того, надлежащая работа мастера-приемщика и правильно укомплектованная современная диагностическая линия инструментального контроля предоставляют ряд выгодных преимуществ как сервис-центру, так и самим автовладельцам.
Выявить неисправность автомобиля своевременно и без «вскрытия» безопаснее и дешевле, чем ликвидировать ее последствия. Кроме того, надлежащая работа мастера-приемщика и правильно укомплектованная современная диагностическая линия инструментального контроля предоставляют ряд выгодных преимуществ как сервис-центру, так и самим автовладельцам. |
Комплектация тест-линии осуществляется по модульному принципу: сервис-центр может интегрировать в нее только те приборы, в которых нуждается в данный момент, а недостающие доукомплектовать впоследствии.
Ходовая
На линии инструментального контроля первым делом на выхлопную трубу автомобиля устанавливается наконечник системы вытяжки отработавших газов. Далее машину прокрутит стенд проверки бокового увода (тестер суммарного схождения), представляющий собой продольную площадку, расположенную на одном уровне с полом. При перемещении автомобиля из-за существования угла схождения колес площадка сдвигается влево или вправо под воздействием поперечных сил. Датчики стенда фиксируют смещение, величина которого сравнивается с нормативным. Результаты поступают в компьютер. Задача стенда – быстро определить необходимость регулировки углов установки колес. Если результаты в норме, нет необходимости проводить дополнительную регулировку развал-схождения. Обратите внимание: перед платформой бокового увода должна быть разгрузочная площадка, компенсирующая внутренние усилия шин и подвески, которые могут исказить результаты измерений.
Амортизаторы
Далее автомобиль попадает на стенд проверки амортизаторов. Существует два метода диагностирования амортизаторов на стендах в составе тест-линий. Они отличаются не только по принципу проведения измерений, но и по физическим величинам, которые выдаются в результате.
Принцип действия стендов первой группы основан на резонансном методе измерения затухания амплитуды колебаний (стенд фирмы MAHA). Частота колебаний измерительной платформы в вертикальной плоскости увеличивается до достижения резонанса подвески, при котором обеспечивается максимальный ход амортизаторов. После прекращения принудительного возбуждения колебаний система сравнивает картину затухающих колебаний тестируемого амортизатора с эталонными значениями из базы данных предельных состояний амортизаторов разных типов. Результаты приводятся в процентах.
Другие стенды, работающие по методу Eusama (стенд фирмы SUN) используют принцип тестирования всей подвески целиком. Система дает заключение по коэффициенту сцепления с дорогой всех колес автомобиля. В начале теста определяется вес колеса (вернее, давление в каждой точке плоскости соприкосновения с колесом) в состоянии покоя. Электродвигатель стенда разгоняет массивный эксцентрик до достижения платформами постоянного значения частоты колебаний в вертикальном направлении 25 Гц. Датчики платформ измеряют изменение давления в каждой точке плоскости соприкосновения с колесом (разность значений статического и динамического веса колеса), а электроника вычисляет по этим данным эффективность работы амортизаторов и пружин подвески в целом.
Тормоза
Затем на очереди основная составляющая диагностической линии – тормозной стенд роликового (барабанного) типа. За несколько минут определяется состояние тормозной системы: тормозная сила и разность ее максимальных значений на каждом колесе, неравномерность износа тормозных дисков и барабанов (овальность, эллиптичность), нарастание тормозных усилий, удельная эффективность тормозов (отношение тормозной силы к весу автомобиля), остаточное тормозное усилие и многое другое. По результатам измерений можно определить место и причину отклонений.
В процессе диагностики на роликовом тормозном стенде кинетическая энергия автомобиля равна нулю. То есть колеса вращаются роликами, имеющими собственный привод от электродвигателей, а тормозное усилие создается оператором, который нажимает с места водителя на педаль тормоза. Усилие на педали контролируется специальным прибором. Процедура проходит по следующей схеме: оценка замедления (воздействие постоянным тормозным усилием), экстренная остановка (оценка тормозного пути до блокировки колес). Ролики в некоторых стендах покрыты специальным составом для работы с шипованными шинами.
Нельзя не упомянуть о платформенных (площадочных) тормозных стендах. Они являются более экономичным аналогом роликовых, но уступают последним по точности показаний. Платформенные тормозные стенды, как правило, используются на СТО как инструмент входной экспресс-диагностики. Сам стенд представляет собой две полосы плоских металлических платформ толщиной 40 мм, уложенных на уровне пола. Вместо электромоторов, приводов и кинематических пар, как у роликового стенда, платформенный оснащен миниатюрными тензометрическими датчиками. Проверка тормозов здесь отнимает всего одну минуту. Испытания проводятся с имитацией естественных дорожных условий, в динамическом режиме – автомобиль проезжает по стенду со скоростью 5 – 10 км/ч и резко замедляется на платформах. Датчики измеряют приложенную к поверхности платформы силу в течение всего времени торможения. Информация обрабатывается компьютером, благодаря которому можно проследить все текущие значения тормозной силы. Недостатки: нельзя добиться повторяемости результатов, что недопустимо при углубленной диагностике, а из-за ограниченности тормозного пути длиной площадок измерение проводится не по всей окружности тормозного механизма.
Следующий пост тест-линии – ножничный подъемник с детектором проверки состояния узлов подвески. Данный модуль дает возможность проверить ходовую в сжатом и разгруженном состоянии. Детектор люфтов состоит из двух площадок, вмонтированных в подъемник, с гидроцилиндрами (от 1 до 4 в каждой) и пульта управления, выполненного в одном блоке с переносным фонарем. Оператор, стоя под автомобилем, с помощью пульта задает направление перемещения площадок. Подсвечивая исследуемый узел (шаровую, сайлент-блок и др.), можно легко увидеть неисправность.
Прочее
Затем прибором для проверки света фар исследуют внешние световые приборы автомобиля в режимах «ближнего» и «дальнего» света. О состоянии двигателя и его систем судят по показаниям 4-компонентного газоанализатора (для дизелей также используется дымомер).
Все оборудование связано в единую сеть и замыкается на консоли управления, сбора и анализа информации. Отсюда мастер управляет всеми постами тест-линии. Результаты можно сохранить, распечатать и при необходимости предоставить клиенту.
Каждый отдельный пост тест-линии с его достоинствами и недостатками – это тема для отдельной статьи. Главное – определиться с потребностями и возможными перспективами.
Состав линии инструментального контроля | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||