Тест летних шин: Пробежка по лужам

Лето – время года, когда автомобиль эксплуатируется наиболее агрессивно, хотя дорожные условия иногда и не способствуют этому, например, во время дождя. Безопасность в таких случаях напрямую зависит от свойств шин.

Лето – время года, когда автомобиль эксплуатируется наиболее агрессивно, хотя дорожные условия иногда и не способствуют этому, например, во время дождя. Безопасность в таких случаях напрямую зависит от свойств шин. Вот почему в преддверии летнего сезона мы подготовили тест летних шин размерностью 205/55R16 и с индексом скорости V (до 240 км/ч). Собственно испытания проводили эксперты финской компании TestWorld Ltd. в конце прошлой осени на одном из европейских полигонов, когда температура была подходящей. В список участников, кроме известных марок и моделей (Bridgestone Turanza ER300, Continental ContiPremiumContact 2, Michelin Pilot Exalto, Nokian NRVi, Pirelli P7, Uniroyal rallye 550, Yokohama AVS dB V550), попала и малоизвестная в Украине продукция Marangoni Vanto, Vredestein Sportrac 2, а также новинка от компании Goodyear – шина Excellence, которую презентовали в нашей стране только этой весной. Кстати, шины для таких испытаний предоставляют, как правило, их производители, поэтому иногда продукцию тестируют намного раньше ее официальной презентации и начала продаж. А чтобы убедиться в идентичности предоставленных на тест шин тем, что поступили в продажу, через определенное время проводят повторные испытания продукции, купленной в магазине.

Программа испытаний по сравнению с прошлогодней практически не изменилась – из нее был изъят только тест на сопротивление качению шин. Обусловлено это тем, что данный показатель в основном влияет на экономичность автомобиля, ресурс шин и, конечно же, их стоимость. На этот раз мы сделали акцент на характеристиках, которые обеспечивают безопасность в различных дорожных условиях. Стоит заметить, что комфортность шин также влияет на безопасность, так как от уровня шумности и передаваемых на кузов вибраций, возникающих на мелких дорожных неровностях, зависит, насколько быстро устанет водитель.

Летом более важны свойства шин, обеспечивающие безопасность при езде по мокрому скользкому асфальту и по поверхности, покрытой слоем воды. А все потому, что аварии, возникающие в результате аквапланирования и скольжения по мокрой поверхности, считаются самыми опасными, поскольку в момент столкновения скорость автомобилей, как правило, выше, чем на сухой дороге. При этом профессионализм водителя не играет особой роли – навыки торможения и руления не способны противостоять законам природы, которые берут контроль над автомобилем, когда шины полностью или почти полностью теряют контакт с дорогой. Поэтому оценки за «мокрые» тесты стали наиболее весомыми. Кроме того, именно на мокрых дорожных покрытиях была предусмотрена расширенная программа изучения характеристик шин. В нее вошли тесты на определение управляемости и сохранения курсовой устойчивости, «цепкости» протектора в поворотах, тормозных свойств на прямой, а также скорости начала аквапланирования как на прямой, так и в повороте.

Стоит отметить, что итоговые оценки получены не только по данным измерительного оборудования, но и на основе ощущений водителей-экспертов. Последние, кстати, делали выводы, не зная, в какую именно модель шин «обут» автомобиль.

 Continental ContiPremiumContact 2

Continental ContiPremiumContact 2; 5Глубина рисунка: 7,9 мм
Дата изготовления: 41-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Франция

Шина Continental демонстрирует лучшее в своем классе поведение на мокром асфальте: тормозной путь – самый маленький (30,1 м), а управляемость и сцепные свойства в поворотах заслуживают высших оценок. Однако лидером шинного теста Contact 2 стала благодаря отсутствию проблем с управляемостью в различных дорожных условиях – как на мокрых, так и сухих дорогах. На сухом асфальте протектор не теряет сцепления с покрытием даже в крутых виражах и при переставках. Шина немного уступает некоторым конкурентам (Uniroyal, Michelin) по показателю устойчивости к аквапланированию, тем не менее серьезных проблем в этом виде тестирования не наблюдается. А вот по шумности она проиграла практически всем своим конкурентам.

Поведение на мокрых поверхностях
Сцепные свойства в повороте
Торможение на мокром асфальте
Уровень шума

Оценка: 9,2 балла

 Nokian NRVi

Nokian NRVi; 5Глубина рисунка: 7,7 мм
Дата изготовления: 43-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Финляндия

Летняя шина компании Nokian, являющейся признанным специалистом по зимним шинам, уверенно заняла второе место. Победу в испытаниях Nokian уступила из-за худших, чем у лидера, показателей устойчивости к аквапланированию и сцепных свойств на мокрой дороге (тормозной путь длинее, чем у лидера, почти на 3 метра). В других видах тестов шина NRVi продемонстрировала практически такие же характеристики, как и победитель. Управляемость как на мокрой, так и на сухой поверхности – одна из лучших в данной группе. На сухом асфальте сцепные свойства хорошие, поэтому автомобиль полностью под контролем. На мокром асфальте даже при появлении заносов поведение машины прогнозируемое. Шины Nokian обеспечивают хорошую курсовую устойчивость на дороге с небольшими неровностями. Компании Nokian следует поработать над устойчивостью к аквапланированию.

Управляемость на мокрой и сухой дороге
Курсовая устойчивость
Аквапланирование в поворотах

Оценка 9,0 балла

 Michelin Pilot Exalto

Michelin Pilot Exalto; 5Глубина рисунка: 7,5 мм
Дата изготовления: 37-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Германия

Продукция Michelin продемонстрировала конкурентам отличный баланс между различными характеристиками шин. Если самый низкий результат в каждом виде испытаний составляет 8 баллов из 10, в итоге можно войти в число лидеров, хотя при отсутствии даже одной оценки 10 баллов занять первое место практически невозможно. Michelin превосходно «поработала» во всех тестах, требовавших хороших сцепных свойств с дорогой. Шина неплохо ведет себя как на сухой, так и на мокрой поверхности. Она даже способна «прощать» ошибки в управлении и практически всегда послушно следует заданному водителем курсу. Управляемость можно охарактеризовать по-разному, но только не как спортивную. Словом, шина для спокойной, комфортной езды.

Одинаковые оценки во всех тестах
Равноценое поведение при различных условиях

Оценка 8,8 балла

 Uniroyal rallye 550

Uniroyal rallye 550; 4Глубина рисунка: 8,2 мм
Дата изготовления: 35-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Франция

Благодаря агрессивной рекламной компании покрышки Uniroyal известны как «дождевые шины». Этот имидж вполне оправдан, так как шина rallye 550 в тесте на аквапланирование с заметным отрывом обошла всех своих «соперников» (разница в скорости «всплытия» с ближайшим конкурентом 2-3 км/ч, что для этого вида тестов довольно много). К сожалению, другие ее характеристики не такие замечательные. На сухом асфальте автомобиль четко слушается руля, хотя в критических ситуациях колеса задней оси могут утратить контакт с поверхностью. На мокром асфальте сцепные свойства нестабильны, хотя восстановить управляемость при сносе или заносе несложно. По характеристикам шумности и курсовой устойчивости оценки средние. На дорогах с неровностями шина не очень комфортная.

Устойчивость к аквапланированию
Сцепные свойства с мокрой поверхностью
Комфорт

Оценка 8,7 балла

 Pirelli P7

Pirelli P7; 4Глубина рисунка: 8,5 мм
Дата изготовления: 38-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Германия

Pirelli Р7 – это шина для поклонников спортивного стиля вождения. Ее реакции на поворот руля практически мгновенные и точные. Хорошие сцепные свойства данная шина показала во всех испытаниях на мокрой поверхности. Есть у Р7 и небольшие проблемы – склонность к легким заносам. Однако аккуратное управление позволяет быстро возобновить контроль над машиной и нормализовать движение. На сухом асфальте автомобиль на таких шинах устойчив и послушен водителю. При необходимости перестроиться больших усилий не потребуется, даже на высоких скоростях. При проверке шумности и комфортности оценки оказались неоднозначными, т. е. в каких-то ситуациях шина тихая и мягкая, а в некоторых – не очень.

Сцепные свойства на мокром асфальте
Управляемость на сухом асфальте
Курсовая устойчивость

Оценка 8,4 балла

 Vredestein Sportrac 2

Vredestein Sportrac 2; 4Глубина протектора: 7,4 мм
Дата изготовления: 37-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Голландия

Оценки Vredestein в различных видах тестов неодинаковы. Эта шина в числе лучших по сцепным свойствам в поворотах и по курсовой устойчивости на мокром асфальте. В то же время «цепкость» протектора при торможении и устойчивость к аквапланированию – не лучшие ее характеристики. Управляемость автомобиля с данными шинами на мокром асфальте даже на высоких скоростях отличная. А вот на сухом покрытии Vredestein ведет себя немного хуже, и в крутых поворотах для сохранения курсовой устойчивости придется прикладывать больше усилий. Шина является источником отчетливо слышного шума и недостаточно комфортна на дорогах с неровностями.

Сцепление на мокром асфальте в поворотах
Стабильность движения
Устойчивость к аквапланированию в поворотах
Комфорт

Оценка 8,4 балла

 Bridgestone Turanza ER300

Bridgestone Turanza ER300; 3Глубина рисунка: 7,8 мм
Дата изготовления: 20-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Польша

Шина Bridgestone предлагает наиболее комфортную езду – она самая тихая и способна незаметно поглощать многие дорожные неровности. Лучшей эта шина оказалась и по способности сохранять заданную траекторию движения (курсовая устойчивость). Тем не менее, на мокрой дороге сцепные свойства при торможении недостаточные (тормозной путь на четыре метра длинее, чем у лидера). По показателям устойчивости к аквапланированию оценка средняя. На мокром и сухом асфальте Bridgestone уступает многим конкурентам в управляемости и требует повышенного внимания к корректировке движения в экстремальных ситуациях.

Комфорт
Курсовая устойчивость
Управляемость и тормозные свойства на мокром асфальте

Оценка 8,2 балла

 Goodyear Excellence

Goodyear Excellence; 3Глубина рисунка: 7,5 мм
Дата изготовления: 20-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Люксембург

Новая разработка Goodyear набрала не самую большую сумму баллов, хотя по некоторым характеристикам получила высокие оценки. В итоге – седьмое место, и прежде всего из-за показателей устойчивости к аквапланированию. Сцепные свойства в поворотах хорошие, а вот тормозные – не «супер». Управлять машиной на мокром асфальте следует спокойно. На сухой дороге ее характеристики остаются стабильными. В экстремальных ситуациях возможна потеря сцепления задних колес, хотя вернуть автомобилю управляемость несложно. Шина достаточно тихая и обеспечивает хорошую курсовую устойчивость на дорогах с небольшими неровностями.

Контакт с мокрой поверхностью в поворотах
Уровень шумов
Устойчивость к аквапланированию

Оценка 8,0 балла

 Marangoni Vanto

Marangoni Vanto; 3Глубина рисунка: 7,0 мм
Дата изготовления: 36-я неделя 2004 г.
Страна-производитель: Италия

Малоизвестные в Украине шины торговой марки Marangoni отважно сражались с продукцией известнейших брендов. Vanto имеет хорошие сцепные свойства при торможении на мокром асфальте, а вот в поворотах – средние. Мог бы быть и лучше показатель устойчивости к аквапланированию. На мокром асфальте шина ведет себя неуверенно, а в экстремальных ситуациях возможны заносы. Возобновить контроль над автомобилем помогает общая уравновешенность характеристик шины. На сухом асфальте шина хорошо справляется со своими функциями. Реакции на управление несколько запоздалые и нечеткие. Данная шина позволяет наслаждаться комфортом даже на разбитых дорогах, к тому же ее нельзя упрекнуть в повышенной шумности и чувствительности к стыкам на дорожном полотне.

Сцепные свойства при торможении на мокрой дороге
Комфорт
Устойчивость к аквапланированию

Оценка 7,9 балла

 Yokohama AVS dB V550

Yokohama AVS dB V550; 1Глубина рисунка: 7,5 мм
Дата изготовления: 4-я неделя 2003 г.
Страна-производитель: Япония

Шины Yokohama «умудрились» занять последнее место в испытаниях. В названии модели «зашифрованы» особые технологии, разработанные для снижения ее шумности, что обеспечило Yokohama звание самых комфортных и тихих шин. Этим и ограничились положительные выводы экспертов. Сцепные свойства как с мокрой, так и с сухой поверхностью дороги у данных шин намного хуже, чем у конкурентов. Склонность к заносам у автомобиля появляется внезапно, а для стабилизации движения следует прикладывать немало усилий. Не обеспечивает шина и хорошую курсовую устойчивость на дороге с неровностями.

Уровень шума
Комфортность
Сцепные свойства с мокрой поверхностью
Управляемость на сухой и мокрой дорогах

Оценка 6,9 балла

 Торможение с ABS на мокром асфальте

Торможение с ABS на мокром асфальте Торможение на мокром асфальте с ABS со скорости 80 км/ч до полной остановки. Среднее значение выведено по результатам многократных тестов.

 Устойчивость на мокром асфальте

Устойчивость на мокром асфальтеАвтомобиль двигался по кругу большого трека на максимально возможной скорости. О сцепных свойствах протектора в поперечном направлении свидетельствовало время прохождения одного круга – чем оно меньше, тем лучше шины держат дорогу.

 Устойчивость к аквапланированию на прямой

Устойчивость к аквапланированию на прямой Скорость «всплытия» определялась по тахометру при разгоне автомобиля на трассе, залитой водой. Когда колеса теряют контакт с дорогой и начинают пробуксовывать на слое воды, из-за снижения сопротивления вращению колес обороты двигателя резко увеличиваются. Фиксируемая скорость и является «точкой» начала аквапланирования.

 Устойчивость к аквапланированию в повороте

Устойчивость к аквапланированию в поворотеАквапланирование в повороте проверяли с помощью датчиков бокового ускорения, которые «отлавливали» скорость начала увода автомобиля с заданной траектории.

 Поперечные сцепные свойства на мокром асфальте

Поперечные сцепные свойства на мокром асфальтеЕзда по мокрому малому треку на максимально возможной скорости с замером времени пробега дистанции. Это время отображает способность шины удерживать контакт с поверхностью дороги в повороте.

 Курсовая устойчивость

Курсовая устойчивостьТри водителя-испытателя проверяли способность шин поддерживать заданную траекторию движения при езде по сухой дороге с небольшими неровностями и многочисленными стыками и трещинами.

 Управляемость на мокром асфальте

Управляемость на мокром асфальтеУправляемость на мокром асфальте проверяли на извилистой трассе. Во время теста водитель оценивал реакции на управление и простоту контроля над автомобилем в экстремальных ситуациях.

 Управляемость на сухом асфальте

Управляемость на сухом асфальтеУправляемость на сухом асфальте определялась при проведении «лосиного» теста (смена полос движения). Водители оценивали по 10-балльной шкале управляемость и устойчивость автомобиля в экстремальных ситуациях на разных скоростях.

 Комфортность на неровностях дороги

Комфортность на неровностях дорогиУровень комфортности шин оценивался субъективно в результате испытания на дорогах нескольких типов. Поверхности дорог имели различного рода неровности. При этом водители-эксперты оценивали способность шин незаметно поглощать удары при наезде на небольшие неровности (стыки на дороге и т. п.).

 

 

 Акустический комфорт

Акустический комфортВ ходе испытаний на акустический комфорт водители субъективно оценивали собственные ощущения от шума, находясь внутри автомобиля. Итоговая оценка представляет собой «среднее арифметическое» выводов, сделанных несколькими водителями.

Виды испытаний Весомость теста Bridgestone Continental Goodyear Marangoni Michelin
Свойства на мокром асфальте 50% 3 5 3 3 5
Торможение с ABS 15% 8 10 8 9 9
Устойчивость к аквапланированию на прямой 15% 8 8 7 7 8
Устойчивость к аквапланированию в повороте 10% 8 8 7 7 9
Поперечные сцепные свойства 5% 10 10 10 8 9
Курсовая устойчивость 5% 8 10 8 8 9
Управляемость 40%          
На мокрых покрытиях 20% 7 10 8 7 9
На сухих покрытиях 15% 8 10 8 9 9
Стабильность характеристик 5% 10 8 9 8 8
Комфортность 10%          
Комфорт на неровностях 5% 10 8 8 9 9
Шумность 5% 9 7 9 8 8
Общая оценка 100% 8.2 9.2 8.0 7.9 8.8
Виды испытаний Nokian Pirelli Uniroyal Vredestein Yokohama
Свойства на мокром асфальте 5 4 4 4 1
Торможение с ABS 9 9 9 8 6
Устойчивость к аквапланированию на прямой 8 8 10 8 8
Устойчивость к аквапланированию в повороте 7 8 10 7 6
Поперечные сцепные свойства 9 10 8 10 5
Курсовая устойчивость 9 9 9 10 5
Управляемость          
На мокрых покрытиях 10 8 8 9 6
На сухих покрытиях 10 9 8 8 8
Стабильность характеристик 10 7 8 10 7
Комфорт на неровностях 8 8 7 8 9
Шумность 9 8 8 7 10
Общая оценка 9.0 8.4 8.7 8.4 6.9

Шире или уже?

185/65R15H (4 звезды), 205/55R16V (4 звезды), 215/45R17Z (2 звезды)

В прошлом году, тестируя летние шины, мы дополнительно проверили, насколько изношенные шины отличаются по своим характеристикам от новых. В нынешнем тесте было решено попутно убедиться, какая ширина протектора и высота профиля шин является оптимальной в тех или иных условиях.

Автомобильные покрышки становятся все шире – по мнению автопроизводителей, они должны быть максимально широкими и низкопрофильными. Шинники также соглашаются с этим, так как им выгоден рост объема продаж более дорогой продукции. Тем не менее, широкие низкопрофильные шины имеют не только преимущества, но и недостатки. Чтобы доказать это, мы дополнительно протестировали три шины с разной шириной протектора и высотой профиля. Сделали это на примере Bridgestone Turanza ER300, размерностью 185/65R15H, 205/55R16V и 215/45R17Z.

Так какой же вариант предпочтительнее? Оказалось, что все зависит от того, для каких условий эксплуатации приобретается шина. Если более важна устойчивость к аквапланированию, лучше выбирать более узкие модели. А для спортивной езды «насухо» больше подойдут широкие низкопрофильные шины, которые, однако, имеют худшие оценки по аквапланированию и уровню обеспечиваемого комфорта.

  Оценка влияния высоты профиля и ширины протектора шины

Bridgestone Turanza ER300 185/65R15H

Шины с узким профилем показали наилучшие результаты в испытаниях на устойчивость к аквапланированию, так как из-за более узкого пятна контакта вода выдавливается из него намного лучше. Сцепные свойства при торможении у них такие же, как и у шин других размеров. А вот сцепление с поверхностью дороги в поворотах значительно хуже. 185-я шина демонстрирует неплохие характеристики, хотя и не обеспечивает отменную курсовую устойчивость по сравнению с шиной 205/55R16V. На мокром асфальте управлять автомобилем с этими шинами легче. Данная продукция получила самую высокую оценку благодаря хорошей устойчивости к аквапланированию, что является очень важной характеристикой.
Оценка 8,3 балла

Bridgestone Turanza ER300 205/55R16V

205-я 16-дюймовая шина демонстрирует лучшие показатели в испытаниях на шумность, комфортность и курсовую устойчивость, обгоняя как узкую, так и более широкую резину. Сцепные свойства при торможении у шин этой размерности также лучше, чем у их «собратьев». Эта шина устойчивее к аквапланированию, чем широкая модель (215-я), однако проигрывает узкой резине. Удивило то, что по управляемости на мокрой или сухой поверхности она не лучше, чем 185/65R15. Похоже, у шины 205/55R16 наиболее разумный баланс практически по всем характеристиками по сравнению с узко- и широкопрофильными моделями.
Оценка 8,2 балла

Bridgestone Turanza ER300 215/45R17Z

Самая широкая 17-дюймовая шина прекрасно ведет себя, в основном, на сухом асфальте. Сцепные свойства с поверхностью дороги хорошие. Особенно это чувствуется при движении в поворотах. При торможении цепкость широкого протектора хуже, чем у 205-й. В тесте на устойчивость к аквапланированию 215-я уступила и 205-му и 185-му профилям. По показателям комфортности и курсовой устойчивости самая широкая шина показала на удивление хорошие результаты. Тем не менее, она все-таки немного отстает от самой узкой модели. Существенных отличий по показателю шумности не наблюдалось.
Оценка 7,4 балла

Юрий Дацык
Фото и таблицы TestWorld Ltd.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.