X

Топливный рынок: Топливные перемены

Последние 15 лет отечественный топливный рынок активно развивается – пройден путь от невзрачных АЗС, укомплектованных старым оборудованием, до современных технологичных заправочных комплексов. Мы нашли ключевые изменения, произошедшие за это время.

Последние 15 лет отечественный топливный рынок активно развивается – пройден путь от невзрачных АЗС, укомплектованных старым оборудованием, до современных технологичных заправочных комплексов. Мы нашли ключевые изменения, произошедшие за это время.

Последние 15 лет отечественный топливный рынок активно развивается – пройден путь от невзрачных АЗС, укомплектованных старым оборудованием, до современных технологичных заправочных комплексов. Мы нашли ключевые изменения, произошедшие за это время.

С 1997 года топливный рынок начал преображаться. В ходе массовой приватизации АЗС в 1994–1997 гг. почти вся заправочная сеть страны перешла в руки частников. Оборудование АЗС и топливные стандарты были устаревшими. Примерно с 1999 года началось повальное «брендирование» рынка – в Украине появились такие компании, как WOG, «Лукойл», «ОККО», «ТНК» и другие. Рынок становился более цивилизованным – в 1999 году приняли стандарты для дизельного топлива, а через два года обновили и бензиновые – исчез этилированный бензин, ужесточились требования к содержанию серы в бензине и дизтопливе. Росло количество АЗС. В компаниях поняли, что клиенту недостаточно только купить горючее, ему нужен еще и сервис – чистый туалет, магазин и т. п. С учетом всего этого появились целые заправочные комплексы. А тем временем цены потихоньку ползли вверх. Стоимость «пятого» бензина с 60 коп. за литр (1997 год) увеличилась до 2,2 грн. (2000 год). Ближе к 2007-му, когда автоимпортеры «настроили» свой рынок, в Украину нескончаемым потоком устремились новые иномарки. Современные машины требовательны к качеству горючего, что, скорее всего, и способствовало принятию новых топливных стандартов. Так, в 2007 году появились нормы Евро 4. С этого же года начали выводить на украинский рынок брендированное топливо с различными присадками. И если в 1997 году крупные компании только зарождались, то к 2012-му их насчитывалось уже около 20-ти. В Украине появились бренды с мировым именем. Сегодня в сети АЗС нашей страны – около 6500 заправок. Этого достаточно, чтоб обес­печить топливом весь имеющийся у нас автопарк.

1997 г.

2012 г.

Топливные стандарты

Было
До 2001 года в Украине действовали топливные стандарты советского образца: бензиновый ГОСТ 2084-77 (с января 1979 г.) и дизельный ГОСТ 305-82 (с января 1983 г.). Бензин тогда делили на летний и зимний. В топливе допускалось наличие свинца, что пагубно действовало на все живое. «Дизель» был трех видов – летний, зимний и арктический. Массовая доля серы составляла 0,2-0,5% в зависимости от класса ДТ.

Стало
В 1999 г. приняли новый дизельный стандарт – ДСТУ 3868-99, а бензиновый обновили в 2001 г., утвердив ДСТУ 4063-2001. С этого же года бензин перестали делить по сезонам и наложили табу на свинец. В 2007 г. без отмены предыдущих стандартов приняли новые – ДСТУ 4839:2007 для бензина и ДСТУ 4840:2007 для дизтоплива (Евро 4). Солярку же разбили на 5 позиций согласно температуре окружающей среды. В обоих стандартах уменьшили допустимое количество серы.

Сервис

Было
15 лет назад отечественные АЗС и понятие «сервис» были несовместимы. На тогдашних заправках клиент занимался самообслуживанием. Так, оплатив топливо в кассе через окошко, автолюбитель сам заправлял свою машину. О мытье окон и пожелании «счастливого пути» и речи быть не могло.

Стало
Нынешние автомобилисты, особенно женщины, используют сервис «на всю катушку». Причем водитель при желании даже может не выходить из машины, передав деньги в кассу через «пистолетчика». Автовладельцам предлагают бесплатные услуги: подкачать колеса, залить воды для мойки стекол и т. п. Появились чистые туалеты, любезный персонал и пожелания «счастливого пути».

Топливные комплексы

Было
Раньше на АЗС можно было только заправить автомобиль. О наличии магазина, кафе, мойки или шиномонтажной станции даже не мечтали. 2-3 топливные колонки, разбитый асфальт да сомнительное горючее – тогдашние реалии на территории заправки.

Стало
Сегодня большинство автозаправочных станций правильнее называть АЗК – автозаправочные комплексы. То есть, помимо самой АЗС, на территории могут располагаться магазины, кафе, мойки и т. п. В некоторых крупных комплексах встречаются даже прачечные и душевые кабины.

Топливные присадки

Было
Не было. Если не учитывать «левые» присадки, которые использовали нечистые на руку торговцы, то горючее продавалось в чистом виде без всяких моющих и чистящих добавок. В то же время популярностью среди автовладельцев пользовались присадки для самостоятельной доливки в бак. Чаще всего они предназначались для повышения октанового числа бензина.

Стало
Практически каждая сеть АЗС предлагает топливо с присадками – моющими и смазывающими. Кроме того, некотрые присадки позволяют уменьшить расход топлива и минимизирует экологическую нагрузку на внешнюю среду. Такой бензин обычно дороже стандартного и имеет собственное название. Делается он из топлива, отвечающего стандартам Евро 4 и Евро 5. Присадки добавляются на местных нефте­базах или на АЗС.

Цены

Было
В 1997 году стоимость литра бензина марки АИ-95 составляла… 60 коп., что в долларовом эквиваленте равнялось $0,3. В 2000 году цена увеличилась до 2,20 грн. при этом стоимость в американской валюте повысилась незначительно – до $0,5.

АИ-95 – 0,60 грн./1 л

ДТ – 0,50 грн./1 л

Стало
За последние четыре года цена бензина А-95 увеличилась практически вдвое. Так, в 2008 году литр бензина стоил 6,20 грн. (около $1,2), в 2011-м – 10,40 грн. (около $1,3), а сегодняшняя цена составляет 10,70 грн. (около $1,3) То есть в последнее время стоимость топлива в долларовом эквиваленте практически не менялась.

Топливный ассортимент

Было
15 лет назад действующими ГОСТами предусматривалось существование четырех видов бензина – А-72, А-76, АИ-93, АИ-95. «Дизель» был один. В стандартах 2001 года перечень марок бензина следующий: А-76, А-80, А-92, А-95 и А-98. Сжиженным газом торговали отдельные предприятия.

Стало
В новых стандартах, выпущенных в 2007 году (их еще называют Евро 4 из-за соответствия экологическим нормам), бензин марок А-76 и А-80 отсутствует. Остальные названия – А-92, А-95 и А-98 получили приставку «Евро». Теперь, например, «пятый» бензин называется А-95 Евро. Дизельное также имеет соответствующую стандартам приставку. Стало появляться брендированное топливо.

Бренды

Было
В 1994–1997 гг. происходила массовая приватизация государственных АЗС. Новые хозяева называли их на свой вкус – «Мариам», «Мс Ойл» и т. д. Некоторые компании копировали логотипы и стилистику европейских брендов, тогда еще не знакомых отечественным потребителям. Большинство заправок носило универсальное название – «Бензин».

  

Стало
Сегодня в Украине представлено около 250 топливных брендов. Самые крупные сети автозаправочных станций принадлежат национальным компаниям WOG, «ОККО», ANP, «Авиас», «УкрНафта» и др., региональным – «Параллель», «КЛО», «Атан» и др. и международным – «Лукойл», «ТНК», Shell. Они делят между собой около 60% топливного рынка нашей страны. Международные бренды продолжают появляться в Украине: недавно на наш рынок пришли две компании – английская ВР и азербайджанская SOСAR.

Количество АЗС

Было
15 лет назад на рынке Украины насчитывалось около 2000 заправок, укомплектованных пятнадцати–двадцатипятилетним оборудованием. К 2006 году большинство АЗС модернизировано. Общее количество увеличено до 4300 заправок. Если для езды по городу заправок хватало, то выезд на трассу сопровождался риском остаться без топлива.

Стало
В 2012 году в Украине насчитывается уже около 6500 автозаправочных станций. В последнее время наблюдается модернизация старых АЗС, расположенных в черте населенных пунктов, и строительство новых современных заправочных комплексов на загородных трассах.

Иван Терентьев
Фото из архива редакции