Уже не пешеход… еще не «шумахер»

Полезные советы
null null
16 июл. 00:00
1

Глаза ребенка загораются при слове «автомобиль»? Может, у него скрытый потенциал будущего пилота Ф-1 или хотя бы классного водителя! Дать шанс развиться таланту можно, устроив его в детскую секцию картинга.

В секциях картинга ребят научат не только ездить на картах, но и ремонтировать их.

Глаза ребенка загораются при слове «автомобиль»? Может, у него скрытый потенциал будущего пилота Ф-1 или хотя бы классного водителя! Дать шанс развиться таланту можно, устроив его в детскую секцию картинга.

Картинг еще жив? Именно таким вопросом задаются многие взрослые, вспоминая жужжание маленьких болидов во дворах школ юношеского творчества времен СССР. Жизнь в клубах картинга при Центрах творчества детей и юношества (ЦТДиЮ), конечно, не бьет ключом, но еще теплится. Правда, основным источником, обеспечивающим их существование, является энтузиазм руководителей. Поэтому, выбирая картинг-клуб, не поленитесь поговорить с преподавателем – именно от него зависит уровень подготовки и степень оснащения секции. В большинстве из них дети ездят на картах, созданных в 70-е годы прошлого столетия. Новые машины, построенные на современных агрегатах, появляются только благодаря финансовой помощи родителей или спонсоров.

Картинг-клубы создаются на базе спортивно-технических кружков (СТК), Центров творчества детей и юношества или станций юных техников (СЮТ). Программы обучения в них отличаются. Так, в киевском ПСТК «Святошин» готовят настоящих спортсменов, а в ЦТДиЮ Святошинского района больше внимания уделяют механике.

Существуют также клубы юных картингистов на базе прокатных картодромов. В них обучение платное, как, например, в столичной «Жажде скорости», но здесь матчасть изучают только в теории.

Кого берут, чему научат?

В Киеве нам удалось найти пять постоянно действующих секций юных картингистов разных направлений. Набирают сюда детей с 10-летнего возраста. Иногда, в порядке исключения, берут и помладше – так, в спортивно-технических школах есть группы, куда принимают ребят с шести лет, а в новую секцию «Жажда скорости» запишут восьмилетних – при условии, что те придут с родителями. В других организациях для учебы еще нужна и справка от врача о состоянии здоровья. Граничный возраст для дебюта – 15 лет.

Программа обучения не ограничена определенным количеством часов. Ребенок может посещать занятия столько, сколько пожелает. Но в среднем бывать на уроках необходимо 2-3 раза в неделю. Например, в клубе «Святошин» подростки в первый год обучения должны приходить два раза в неделю, в то время как «второгодники» проводят здесь по 2 часа каждый день после занятий в школе.

В секциях ребята не только научатся управлять картом, но и разбираться в его устройстве, обслуживать, а со временем – и ремонтировать. В «Жажде скорости» все ремонты производят механики – дети учат только теорию и осваивают мастерство вождения. А в картинг-клубе возле стадиона «Красный экскаватор» мальчишек еще научат работать на токарных станках, т. к. из-за нехватки финансов некоторые детали приходится вытачивать самим.

В секциях при государственных ЦТДиЮ обучение бесплатное. Только бензин чаще всего приходится покупать родителям. В среднем один человек использует канистру горючего в неделю. А «Жажда скорости» берется обучать мальчишек за 350 гривен в месяц (50 грн./занятие).

Конечно, не из всех получаются выдающиеся гонщики или механики, но знакомство с техникой в юном возрасте, приобретение необходимых знаний и определенных навыков всегда пригодятся в жизни. Также в этих секциях ребенок учится работать в коллективе, болеть за общее дело, здесь он впервые побеждает и терпит неизбежные поражения. Все это закаляет характер и превращает мальчика в настоящего мужчину со здоровыми амбициями и четко определенными целями в жизни.

А если «шумахер»?

В зависимости от возраста, технических характеристик машин и степени подготовки ребенок может участвовать в соревнованиях различных классов. Так, класс «Пионер-Б» рассчитан на детей 6–13-летнего возраста. Машины здесь имеют КП не более чем с тремя передачами и мотор рабочим объемом 50 «кубиков». А в самом мощном классе – «Интерконтиненталь-С» («ICC») ребята от 15 лет и старше ездят на картах с объемом двигателя до 125 см куб. и КП, имеющей 3–6 ступеней. Чтобы достичь высот, одного таланта недостаточно. Родители юных «шумахеров» должны быть готовы к крупным финансовым вложениям. Для участия в серьезных соревнованиях необходим хороший карт. Стоимость только шасси с двигателем стартует от 5–7 тыс. евро. Да еще проживание в отелях. Но такие затраты не каждому по карману. В зависимости от класса, в котором выступает гонщик, колеблются цены на машины и другое оборудование (см. спецвыпуск «Звук и Тюнинг» в «АЦ» № 15'2007). Зато если ребенок достигает высоких результатов, его могут заметить спонсоры и дать старт настоящей спортивной карьере. Благо, подобный опыт в Украине уже существует.

Недетское увлечение

Изначально картинг был придуман вовсе не как увлечение для подростков. Его изобрели скучающие между полетами американские летчики и механики, устраивавшие соревнования на «железках», к которым были прикручены двигатели от газонокосилок. Первый настоящий карт, сконструированный Артом Ингельсом, механиком отделения «Куртис крафт компани», появился в августе 1956 года. Это и положило начало всемирному движению картингистов. А оно, в свою очередь, стало первой ступенью на пути к вершине автоспорта – Формуле-1. Так, действующий чемпион мира Фернандо Алонсо обратил на себя внимание именно успешными выступлениями на соревнованиях по картингу. За плечами Кими Райкконена – десятилетняя карьера картингиста. Ну и, конечно же, прославленный гонщик Михаэль Шумахер с 4 лет ездит за рулем карта и, даже закончив свою формульную карьеру, не собирается оставлять этот вид спорта.

 Мнения   

Иван Кияниченко Иван Кияниченко
Генеральный секретарь Федерации картинга Украины (ФКУ)

Некоторые ребята приходят в секции картингистов в шесть лет. Езда на карте дает ребенку возможность физически развиваться – здесь, как и в других видах спорта, для каждого возраста предусмотрены свои нагрузки. А участие в соревнованиях формируют его как личность, требуя от него строгого расчета и реальной оценки своих возможностей. Для поддержки талантливых ребят несколько лет назад был создан Национальный комитет неолимпийских видов спорта, который станет помогать как картинг-клубам, так и перспективным гонщикам. С этой целью будет составлен определенный бюджет, хотя он вряд ли существенно изменит положение. Ведь даже те спонсоры, которых удается найти, не всегда хотят в полной мере поддерживать спортсменов. Они не верят, что участие в соревнованиях на «игрушечных» машинах может требовать таких огромных затрат.

Иван РябыкинИван Рябыкин
Преподаватель клуба картингистов при ЦТДиЮ Святошинского р-на (стаж 45 лет)

К сожалению, материальное состояние столичных клубов картинга далеко не идеально. Но даже на существующих мощностях ребята многому могут научиться. Некоторые из них, приходя сюда, не имеют ни малейшего представления о технике, принципах ее строения и работы. Многие не знакомы с черчением, так как этот предмет в школе не преподают, но его азы необходимо освоить каждому мальчишке. Всему этому они учатся у нас.

 Условия обучения в некоторых киевских картинг­клубах
Название клуба Адрес Стоимость обучения Др. затраты Кол­во занятий в нед. Возраст, лет
ДЮСТШ ул. Еленовская, 23 беспл. бензин 3 6–15
ПСТК «Святошин» ул. Ген. Витрука, 8а беспл. бензин 2/5 9–15
ЦТДиЮ Святошинского р­на ул. Чистяковская, 18 беспл. бензин 3 10–15
ДС «Жажада скорости» пр. Глушкова, 9 350 грн./мес. ­ 2 8–14
ЦТТМ «Сфера» ул. Северная, 2 беспл. бензин 3 7–15

Евгений Кучерявенко
Фото Владислава Бойко

Загрузка...