X

Уже не пешеход… еще не «шумахер»

Глаза ребенка загораются при слове «автомобиль»? Может, у него скрытый потенциал будущего пилота Ф-1 или хотя бы классного водителя! Дать шанс развиться таланту можно, устроив его в детскую секцию картинга.

Глаза ребенка загораются при слове «автомобиль»? Может, у него скрытый потенциал будущего пилота Ф-1 или хотя бы классного водителя! Дать шанс развиться таланту можно, устроив его в детскую секцию картинга.

Глаза ребенка загораются при слове «автомобиль»? Может, у него скрытый потенциал будущего пилота Ф-1 или хотя бы классного водителя! Дать шанс развиться таланту можно, устроив его в детскую секцию картинга.

Картинг еще жив? Именно таким вопросом задаются многие взрослые, вспоминая жужжание маленьких болидов во дворах школ юношеского творчества времен СССР. Жизнь в клубах картинга при Центрах творчества детей и юношества (ЦТДиЮ), конечно, не бьет ключом, но еще теплится. Правда, основным источником, обеспечивающим их существование, является энтузиазм руководителей. Поэтому, выбирая картинг-клуб, не поленитесь поговорить с преподавателем – именно от него зависит уровень подготовки и степень оснащения секции. В большинстве из них дети ездят на картах, созданных в 70-е годы прошлого столетия. Новые машины, построенные на современных агрегатах, появляются только благодаря финансовой помощи родителей или спонсоров.

Картинг-клубы создаются на базе спортивно-технических кружков (СТК), Центров творчества детей и юношества или станций юных техников (СЮТ). Программы обучения в них отличаются. Так, в киевском ПСТК «Святошин» готовят настоящих спортсменов, а в ЦТДиЮ Святошинского района больше внимания уделяют механике.

Существуют также клубы юных картингистов на базе прокатных картодромов. В них обучение платное, как, например, в столичной «Жажде скорости», но здесь матчасть изучают только в теории.

Кого берут, чему научат?

В Киеве нам удалось найти пять постоянно действующих секций юных картингистов разных направлений. Набирают сюда детей с 10-летнего возраста. Иногда, в порядке исключения, берут и помладше – так, в спортивно-технических школах есть группы, куда принимают ребят с шести лет, а в новую секцию «Жажда скорости» запишут восьмилетних – при условии, что те придут с родителями. В других организациях для учебы еще нужна и справка от врача о состоянии здоровья. Граничный возраст для дебюта – 15 лет.

Программа обучения не ограничена определенным количеством часов. Ребенок может посещать занятия столько, сколько пожелает. Но в среднем бывать на уроках необходимо 2-3 раза в неделю. Например, в клубе «Святошин» подростки в первый год обучения должны приходить два раза в неделю, в то время как «второгодники» проводят здесь по 2 часа каждый день после занятий в школе.

В секциях ребята не только научатся управлять картом, но и разбираться в его устройстве, обслуживать, а со временем – и ремонтировать. В «Жажде скорости» все ремонты производят механики – дети учат только теорию и осваивают мастерство вождения. А в картинг-клубе возле стадиона «Красный экскаватор» мальчишек еще научат работать на токарных станках, т. к. из-за нехватки финансов некоторые детали приходится вытачивать самим.

В секциях при государственных ЦТДиЮ обучение бесплатное. Только бензин чаще всего приходится покупать родителям. В среднем один человек использует канистру горючего в неделю. А «Жажда скорости» берется обучать мальчишек за 350 гривен в месяц (50 грн./занятие).

Конечно, не из всех получаются выдающиеся гонщики или механики, но знакомство с техникой в юном возрасте, приобретение необходимых знаний и определенных навыков всегда пригодятся в жизни. Также в этих секциях ребенок учится работать в коллективе, болеть за общее дело, здесь он впервые побеждает и терпит неизбежные поражения. Все это закаляет характер и превращает мальчика в настоящего мужчину со здоровыми амбициями и четко определенными целями в жизни.

А если «шумахер»?

В зависимости от возраста, технических характеристик машин и степени подготовки ребенок может участвовать в соревнованиях различных классов. Так, класс «Пионер-Б» рассчитан на детей 6–13-летнего возраста. Машины здесь имеют КП не более чем с тремя передачами и мотор рабочим объемом 50 «кубиков». А в самом мощном классе – «Интерконтиненталь-С» («ICC») ребята от 15 лет и старше ездят на картах с объемом двигателя до 125 см куб. и КП, имеющей 3–6 ступеней. Чтобы достичь высот, одного таланта недостаточно. Родители юных «шумахеров» должны быть готовы к крупным финансовым вложениям. Для участия в серьезных соревнованиях необходим хороший карт. Стоимость только шасси с двигателем стартует от 5–7 тыс. евро. Да еще проживание в отелях. Но такие затраты не каждому по карману. В зависимости от класса, в котором выступает гонщик, колеблются цены на машины и другое оборудование (см. спецвыпуск «Звук и Тюнинг» в «АЦ» № 15'2007). Зато если ребенок достигает высоких результатов, его могут заметить спонсоры и дать старт настоящей спортивной карьере. Благо, подобный опыт в Украине уже существует.

Недетское увлечение

Изначально картинг был придуман вовсе не как увлечение для подростков. Его изобрели скучающие между полетами американские летчики и механики, устраивавшие соревнования на «железках», к которым были прикручены двигатели от газонокосилок. Первый настоящий карт, сконструированный Артом Ингельсом, механиком отделения «Куртис крафт компани», появился в августе 1956 года. Это и положило начало всемирному движению картингистов. А оно, в свою очередь, стало первой ступенью на пути к вершине автоспорта – Формуле-1. Так, действующий чемпион мира Фернандо Алонсо обратил на себя внимание именно успешными выступлениями на соревнованиях по картингу. За плечами Кими Райкконена – десятилетняя карьера картингиста. Ну и, конечно же, прославленный гонщик Михаэль Шумахер с 4 лет ездит за рулем карта и, даже закончив свою формульную карьеру, не собирается оставлять этот вид спорта.

 Мнения  

Иван Кияниченко
Генеральный секретарь Федерации картинга Украины (ФКУ)

Некоторые ребята приходят в секции картингистов в шесть лет. Езда на карте дает ребенку возможность физически развиваться – здесь, как и в других видах спорта, для каждого возраста предусмотрены свои нагрузки. А участие в соревнованиях формируют его как личность, требуя от него строгого расчета и реальной оценки своих возможностей. Для поддержки талантливых ребят несколько лет назад был создан Национальный комитет неолимпийских видов спорта, который станет помогать как картинг-клубам, так и перспективным гонщикам. С этой целью будет составлен определенный бюджет, хотя он вряд ли существенно изменит положение. Ведь даже те спонсоры, которых удается найти, не всегда хотят в полной мере поддерживать спортсменов. Они не верят, что участие в соревнованиях на «игрушечных» машинах может требовать таких огромных затрат.

Иван Рябыкин
Преподаватель клуба картингистов при ЦТДиЮ Святошинского р-на (стаж 45 лет)

К сожалению, материальное состояние столичных клубов картинга далеко не идеально. Но даже на существующих мощностях ребята многому могут научиться. Некоторые из них, приходя сюда, не имеют ни малейшего представления о технике, принципах ее строения и работы. Многие не знакомы с черчением, так как этот предмет в школе не преподают, но его азы необходимо освоить каждому мальчишке. Всему этому они учатся у нас.

 Условия обучения в некоторых киевских картинг­клубах
Название клуба Адрес Стоимость обучения Др. затраты Кол­во занятий в нед. Возраст, лет
ДЮСТШул. Еленовская, 23беспл.бензин36–15
ПСТК «Святошин»ул. Ген. Витрука, 8абеспл.бензин2/59–15
ЦТДиЮ Святошинского р­наул. Чистяковская, 18беспл.бензин310–15
ДС «Жажада скорости»пр. Глушкова, 9350 грн./мес.­28–14
ЦТТМ «Сфера»ул. Северная, 2беспл.бензин37–15

Евгений Кучерявенко
Фото Владислава Бойко