X

Вибро- или шумоизоляция: с чем бороться за комфорт?

Тишины в салоне можно достичь дополнительными средствами, но не все различают две главные причины шума.

Шумы в автомобиле могут быть одного из двух происхождений. Первые – это собственно внешние шумы, проникающие в салон. Шумы второго происхождения – вибрационной природы. Их издают панели кузова, которые вибрируют, передавая и усиливая шумы работы механизмов, качения колес.

При борьбе с шумами вибрационного происхождения главное – воспрепятствовать вибрации кузовных панелей, которые как правило имеют наибольшую площадь из всех прочих поверхностей. Поэтому виброизоляция заключается в оклеивании соответствующими материалами плоских участков кузова – дверных панелей, перегородок, капотов, крыльев. Материалы для виброизоляции работают по принципу частотного фильтра: они не устраняют шум, а превращают его из высокочастотного в низкочастотный, который менее заметен для человеческого слуха. Для положительного результата бывает достаточно покрыть материалом 40% общей площади «виброопасных» кузовных панелей. Технически эти материалы обычно представляют собой маты на битумной основе – они утяжеляют лист металла, препятствуя его высокочастотной вибрации. Иногда в массу битума добавляют полимер – он лишает битумный слой хрустящего призвука при работе аудиосистемы в мороз. Наклеенная поверх битума фольга еще больше утяжеляет обработанный металл, однако такой сэндвич требует высокой квалификации при его укладке, чтобы под матом не остался воздух, который может вызывать коррозию.

Материалы для шумоизоляции призваны поглощать дорожные шумы и остаточные шумы, пропущенные виброизоляцией. Эти материалы представляют собой вспененные маты с ячеистой структурой, в порах которой затухают звуковые волны. Шумоизолирующие материалы, покрытые внешним слоем фольги, применяют для укладки там, где повышенная температура – например, на панели капотов, в районе расположения глушителей. Пористые маты делают многослойными, со свинцовой или алюминиевой прослойкой, которая служит дополнительным буферным слоем для распространения звуковых колебаний. Шумоизоляционные материалы могут быть впитывающими влагу и такими, которые этого не делают. Первые работают лучше, но до тех пор, пока не намокнут; кроме того, они грозят кузову коррозией, поэтому их лучше не применять на полу. В любом случае, при обработке тех автомобилей, в которых нельзя исключить попадание влаги под покрытие пола, шумоизоляционные маты можно не приклеивать к металлу, чтобы их можно было извлечь для просушки.