X

Водород на защите

Сегодня много говорят об использовании водорода в качестве топлива для ДВС. А кто первым решил использовать этот вид топлива на автомобилях?

Сегодня много говорят об использовании водорода в качестве топлива для ДВС. А кто первым решил использовать этот вид топлива на автомобилях?

Сегодня много говорят об использовании водорода в качестве топлива для ДВС. А кто первым решил использовать этот вид топлива на автомобилях?

Владимир Михеев, г. Киев

Первые опыты по использованию водорода в качестве топлива проводились в XIX веке. В 1807 году швейцарский инженер и изобретатель Франсуа Исаак де Риваз подал заявку на патент под названием «Использование взрыва светильного газа или иных взрывающихся материалов как источника энергии в двигателе». В том же году он построил самодвижущийся экипаж, приводимый в движение мотором, работающим на водороде, который изобретатель получал методом электролиза воды. Но сложность и дороговизна конструкции не позволили начать серийное производство таких моторов. И де Риваз занялся созданием паровых машин. Еще один исторический факт применения водорода в качестве автомобильного топлива датируется 21 сентября 1941 года. Именно тогда младший техник лейтенант Борис Шелищ обратился к командованию ПВО с предложением: использовать «отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов в качестве топлива для автомобильных двигателей». 28 сентября состоялось заседание полкового бюро, на котором постановили: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к его опытной проверке». 27 октября 1941 года появился приказ № 0348 по 2-му корпусу ПВО о переводе машин на отработанный водород. Схема была предельно проста: отработанный водород из матерчатого газгольдера по дюймовому шлангу подводился к впускному коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой (т. е. педалью газа).