X

Восстановление шин: Ремонт обуви

По большому счету шины можно отнести к деталям-расходникам, но каждому водителю, конечно, хочется по возможности продлить их жизнь. Как подольше сохранить «обувку» и какие повреждения ремонтируются без ущерба для безопасности?

По большому счету шины можно отнести к деталям-расходникам, но каждому водителю, конечно, хочется по возможности продлить их жизнь. Как подольше сохранить «обувку» и какие повреждения ремонтируются без ущерба для безопасности?

По большому счету шины можно отнести к деталям-расходникам, но каждому водителю, конечно, хочется по возможности продлить их жизнь. Как подольше сохранить «обувку» и какие повреждения ремонтируются без ущерба для безопасности?

Все повреждения шин можно условно разделить на поддающиеся ремонту и неремонтопригодные. Следует сразу оговорить: далеко не после каждого ремонта шина остается такой же надежной, какой была до «травмы».

Прорыв с фланга

Покрышки часто «страдают» от разрывов и порезов боковых поверхностей, возникающих вследствие ударов колесом о бордюр, край ямы или камень. Подобные повреждения реже встречаются на шинах с относительно высоким профилем – их не так легко «пробить» до контакта кромки диска с препятствием, как это случается у низкопрофильных.

Для покрышки боковые разрывы опаснее, чем проколы, поскольку тонкий слой резины в этой части не всегда может защитить каркас шины от разрушения. Если это произошло, при ремонте применяют специальные пластыри, армированные текстильными нитями. «Холодная» вулканизация в сочетании с высокой прочностью и эластичностью материала заплат обеспечивает достаточную надежность «шва». Усиленная нитями заплата накладывается с внутренней стороны, а снаружи дыру можно дополнительно завулканизировать «горячим» способом.

Иногда с боковины срывается только лоскуток резины, а корд остается целым. Если такая шина и используется как камерная, задир все равно нужно «загерметизировать».

Травмы на беговой дорожке

Самое распространенное повреждение шины – прокол острым предметом в зоне протектора. Оно и ликвидируется проще всего – с помощью заплаты-пластыря, жгута или грибка.

Наибольшее распространение получили самовулканизирующиеся пластыри, которые «привариваются» к резине при комнатной температуре. Для лучшего сцепления зону контакта зачищают, «обезжиривают» средством для удаления силикона и смазывают специальным клеем, хотя некоторые мастера обходятся и без них. Ремкомплекты для камер и покрышек отличаются между собой толщиной и структурой заплат.

Проколы «беговой дорожки» покрышки диаметром до 8 мм (некоторые производители ремонтных материалов допускают и 12 мм) также заделывают с помощью жгутов – резиновых или резино-текстильных шнуров. Сначала отверстие обрабатывается специальным шилом, затем с помощью особой иглы в пробоину вводится жгут, смазанный клеем, который и герметизирует отверстие. Преимущество данного способа в том, что поврежденное колесо можно даже не демонтировать с автомобиля. Формально такой ремонт считается временным, поскольку без демонтажа невозможно оценить характер повреждения внутри покрышки. По этой технологии нельзя восстанавливать шины, предназначенные для движения на скоростях выше 210 км/ч (индекс скорости H, V и ZR).

Более надежный результат дает ремонт с помощью резиновых грибков, которые устанавливают с внутренней стороны покрышки. Но применение этих «герметиков» ограничивается углом наклона оси прокола – допустимый угол отклонения от «перпендикуляра» к протектору составляет 15°. Если угол велик, используется грибок без шляпки, а место его заделки изнутри заклеивается армированным пластырем. Важно предварительно правильно подготовить отверстие. В идеале предполагается его обработка спецфрезой, с помощью которой убираются ближайшие проволочки брекера, которые со временем могут перетереть грибок.

Допустимое количество заплат на одной шине зависит от ее типа и назначения. Некоторые зарубежные производители, например, оговаривают, что на окружности шины в секторе 120° не может быть более одной пробоины.

 Ремонтопригодность шин

 Повреждения, которые подлежат ремонту

 Размеры ремонтопригодных* повреждений
Индекс скорости(1) Плечевая зона(2) Боковина(3) Беговая дорожка
Диам. отв., мм (С)А, ммВ, ммДиам. отв., мм (С)АхВ, мм
Q86 – 2012 – 3510 – 2010 (20)х10 (20)
T66 – 1512 – 308 – 128 (12)х8 (12)
H36666х6
V33366х6
ZR33х3
* По технологии Rema Tip Top

В отставку без права ношения

Безусловному списанию подлежит «обувь» с повреждениями каркаса на значительных участках. Критический размер «раны», при котором шина подлежит выбраковке, зависит от типа покрышки и определяется по специальным таблицам. При этом важное значение имеет направление разреза – вдоль или поперек нитей корда. Некоторые производители материалов для восстановления покрышек предусматривают ремонт продольного разрыва легковых шин длиной до 50 мм. Косые сквозные порезы для «тихоходных» колес допускаются протяженностью 13 – 40 мм, а для некоторых скоростных – лишь 4 мм, и то исключительно по протектору.

Теоретически считаются неремонтопригодными шины с повреждениями каркаса, вызывающими нарушения ее формы. Но если данный дефект носит локальный характер, на пунктах шиноремонта смогут его ликвидировать. Например, небольшую «грыжу» боковины «лечат» прочным пластырем, который наклеивают изнутри. Это помогает при условии, что площадь пластыря намного больше ослабленного участка.

Безоговорочно непригодны камеры и покрышки, «пожеванные» вследствие езды на спущенном или приспущенном колесе. Кстати, чтобы «добить» шину, бывает достаточно тех нескольких десятков метров, которые необходимы для остановки машины после прокола. Резина, как через вальцы пропущенная между кромкой диска и асфальтом, получает круговое повреждение с нарушением геометрии и расслоением конструкции. И восстановлению она уже не подлежит.

«Пожеванные» покрышки с уцелевшим каркасом иногда безвозвратно теряют герметичность – воздух просачивается под нарушенный внутренний герметизирующий слой резины, прорывается между слоями корда и брекера и через микротрещины в протекторе выходит наружу. По большому счету такая шина – «не жилец», поскольку утечка воздуха через каркас свидетельствует о начале ее разрушения. Но некоторые специалисты на какое-то время ее «реанимируют» (при несущественных повреждениях), закладывая внутрь камеру – и иногда протектор стирается раньше, чем проблемы каркаса становятся очевидными.

 Повреждения, не поддающиеся ремонту

Чтобы не ходить босым (правила эксплуатации)

От «травм» не застрахован никто – ни отечественная «Росава», ни импортные «катки» ценой в несколько сотен долларов каждый. Между тем, общие для всех правила элементарны: во избежание ударов не ездить быстро по незнакомым дорогам, поддерживать положенное давление, следить за углами установки колес и балансировкой.

Первый шаг к обеспечению долгой «жизни» шин можно сделать еще при их покупке. Рассчитываясь за «обнову», нужно оговорить с продавцами возможность возврата покрышки в случае выявления в ней скрытых дефектов (магазин просто обязан сделать это в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»). Сразу из магазина стоит поехать на шиномонтажный пункт, где накачанную покрышку осмотрят и отбалансируют. Если будет обнаружена ее «кривизна», шину нужно обменять. Следует помнить, что производители приводят разные предельные цифры допустимого дисбаланса – от 60 до 130 граммов грузиков на каждое колесо.

Не все знают, что при проколе шин отверстие желательно загерметизировать. Иначе внутрь брекера будет проникать влага. Вызванная ею коррозия уже через год «съест» металлокорд и сгноит текстильный каркас, после чего не заставит себя ждать следующая стадия разрушения – деформация и потеря несущей способности. Поэтому наклеить заплатку недостаточно, необходимо загерметизировать отверстие жгутом или грибком.

Эксплуатация со сниженным всего на 20% давлением уменьшает пробег резины на треть. В недокачанной шине каркас «устает» преждевременно, она перегревается, в результате чего нарушается связь текстиля и проволоки с резиной, конструкция расслаивается и шина в скором времени обретает «грыжу».

Разница в показаниях даже новых манометров иногда достигает 0,5 атм, а ведь значение имеют и 0,1-0,2 атм. Сниженное на 0,3 – 0,5 атм давление уже через 3 – 5 тыс. км может привести к неравномерному износу покрышки.

Чтобы всегда ездить на правильно накачанных колесах, специалисты советуют установить в них «свое» давление: сравнить результаты измерений, полученные на СТО, где имеется высококачественное оборудование, с показаниями собственного манометра и запомнить разницу. В последующем, кто бы ни подкачивал колеса, давление в них нужно доводить по своему прибору до откорректированной цифры.

Наконец, для обеспечения равномерного износа протектора и шин в целом важны правильные балансировка колес и углы их установки. Следует помнить, что на некоторых моделях автомобилей регулируются углы установки не только передних, но и задних колес.

Рентген

Для выявления скрытых повреждений покрышек на одной из столичных СТО используют дефектоскоп фирмы Beissbarth. Несколько датчиков сканируют шину и сравнивают ее параметры при разных давлениях. На мониторе места дефектов отмечаются красными точками или в виде всплесков кривых на графиках. Стоимость проверки на таком стенде одного колеса – 10 грн.

Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова и Rema Tip Top

Редакция благодарит СТО «Автотехник» за помощь в подготовке материала