X

Все свое беру с собой

Почему при взгляде на новую модель у нас иногда возникает мысль: «Где-то я уже это видел...»? Мы провели эксклюзивное расследование и выяснили: многие дизайнерские идеи мигрируют синхронно с дизайнерами...

Почему при взгляде на новую модель у нас иногда возникает мысль: «Где-то я уже это видел…»? Мы провели эксклюзивное расследование и выяснили: многие дизайнерские идеи мигрируют синхронно с дизайнерами…

Почему при взгляде на новую модель у нас иногда возникает мысль: «Где-то я уже это видел…»? Мы провели эксклюзивное расследование и выяснили: многие дизайнерские идеи мигрируют синхронно с дизайнерами…

В сфере индустриального дизайна ведется ожесточенная борьба за «золотые» руки и головы. Ведь авторы удачных идей, создав привлекательный образ автомобиля, приносят автопроизводителям немалые прибыли. Но настоящий успех – большая редкость, поэтому владельцы этих идей уносят их вместе с собой на новую работу.

Italian job

Особенно ценятся итальянские специалисты или те, кто хотя бы успел эффективно поработать в итальянских компаниях. Причиной является всемирное признание итальянского стиля как самого продвинутого и передового, высокая концентрация крупных ателье именно на Аппенинах и, конечно же, традиции, традиции и еще раз традиции, создаваемые десятилетиями. Такого нет ни в Японии, ни в Германии, ни за океаном. Пожалуй, самой нашумевшей стала история с переходом в 1998 году итальянца Вальтера Да Сильвы (Walter de'Silva) из «родной» Alfa Romeo в концерн Volkswagen, а точнее, в его испанское подразделение – Seat. Небезызвестный глава VW – Фердинанд Пих (Ferdinand Piёch) задумал внести горячую спортивную нотку в тщедушный Seat. Такая «нотка», несомненно, была у Alfa Romeo, и хитрый немец решил ее позаимствовать, переманив Да Сильву к себе. Талант итальянца подтверждают его разработки – из-под пера Да Сильвы вышли Alfa Romeo 156 и 147, в свое время лучшие автомобили 1998-го и 2001 года соответственно. Спустя пару лет из ворот Seat вышло много концептов и серийных автомобилей с подчеркнуто спортивной философией (концепты – Tango, Salsa, серийные – Ibiza, Altea, Leon, Toledo), поразительно напоминающих «Альфу». Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Seat – это модный спортивный бренд. Когда затея с «испанцами» удалась, Да Сильва был «брошен» с аналогичной целью на другую марку из семьи VW – Audi. Но для ингольштадцев итальянец работал уже, как говорится, с чистого листа. В 2007-м он стал самым главным дизайнером VW. На его место в Audi пришел еще один специалист из Alfa Romeo – немец Вольфганг Еггер (Wolfgang Egger), который также работал над 156-й, 147-й моделями. Особенно он запомнился своим суперкаром Alfa Romeo 8C Competizione. В карьере Еггера тоже была испанская страничка, имеющая отношение все к тому же Seat (главный дизайнер с 1998 по 2001 год).

Еще одним ярким примером заимствований у Alfa Romeo стала история с «субаровской» моделью Tribeca. Ее автор – грек Андреас Запатинас (Andreas Zapatinas) перешел в «плеяды» из итальянской фирмы. Первый кроссовер от Subaru Tribeca вобрал в себя многие элементы стиля Alfa Romeo (модели 147-я и 166-я), в частности задние фары и перевернутый «альфовский» щит решетки радиатора. Такой плагиат вызвал много противоречий, и в 2006 году Subaru решила попрощаться с горячим греческим дизайнером. Хотя ради справедливости стоит отметить, что нынешним творениям Subaru (особенно это касается новой Impreza) до работ Запатинаса еще ой как далеко.

Британский денди

Переносил свои идеи с одной марки на другую и шотландский дизайнер Ян Каллум (Ian Callum). Работая на компанию TWR, он по заказу Aston Martin (тогда принадлежал Ford) нарисовал настоящий шедевр – модель DB7, с которой связано возрождение этой аристократической марки, а кабриолет на его базе был признан одной из самых красивых серийных машин за всю историю. Само собой, Каллум приглянулся боссам концерна Ford, и они в 1999-м пригласили его к себе работать (на постоянной основе) в еще одно свое подразделение, тоже британское и не менее аристократическое – Jaguar (параллельно он работал и в Aston Martin). Посмотрите на последнюю «кошку» XK образца 2006 года – и вы все поймете.

Хитрый датчанин

Иногда дизайнеры не ограничиваются переходом в компанию конкурента, а создают собственную фирму по мелкосерийному производству эксклюзивных автомобилей. Именно так поступил датчанин Хенрик Фискер (Henrik Fisker). Приобретя опыт при создании баварского суперродстера BMW Z8 и «астон-мартиновских» моделей DB9 и V8 Vantage, Фискер в 2005 году открыл свою одноименную компанию Fisker Coachbuild (г. Ирвин, Калифорния, США), занявшуюся производством оригинальных спортивных машин на базе Mercedes SL и BMW 6 Series. Cпорткары Tramonto и Latigo CS очень напоминают аристократичные английские Aston Martin и ту же Z8.

Роман Базай
Фото фирм-производителей