X

VW Caddy 1.2 TSI: МИНИ-сердце для МАКСИ-задач

Установив на рабочий «пирожок» VW Caddy двигатель объемом 1,2 л, немецкий производитель заставил многих поклонников модели засомневаться в правильности этого решения. Чтобы опровергнуть или подтвердить сомнения, мы провели экспертизу этого мотора.

Установив на рабочий «пирожок» VW Caddy двигатель объемом 1,2 л, немецкий производитель заставил многих поклонников модели засомневаться в правильности этого решения. Чтобы опровергнуть или подтвердить сомнения, мы провели экспертизу этого мотора.

Установив на рабочий «пирожок» VW Caddy двигатель объемом 1,2 л, немецкий производитель заставил многих поклонников модели засомневаться в правильности этого решения. Чтобы опровергнуть или подтвердить сомнения, мы провели экспертизу этого мотора.

Ни для кого не секрет, что 105-сильный мотор 1,2 TSI под капотом Caddy и других моделей VW пришел в 2009 году на смену морально устаревшему агрегату 1,6 MPI. Как и обещал производитель, новый двигатель стал экологичнее и экономичнее. А как же другие эксплуатационные характеристики?

  

Технологичность

В моторе с таким маленьким рабочим объемом и большой удельной мощностью (87,5 л.с./1 л.) настораживает то, что он, по идее, должен иметь очень сложную конструкцию. Но на самом деле новый агрегат конструктивно достаточно прост – у него один распредвал и по два клапана на цилиндр. Причем ГРМ – без системы изменения фаз газораспределения, а распредвал приводится в действие надежной и долговечной цепью. Высокую удельную мощность обеспечивает уже проверенная фольксвагеновская технология TSI – непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, совмещенный с турбокомпрессором с изменяемой геометрией.

Единственное, что необычно в этом моторе, – это интеркулер охлаждения разогретого турбокомпрессором нагнетаемого воздуха. Вмонтирован этот радиатор непосредственно во впускной коллектор, а воздух в нем охлаждается жидкостью, которая поступает от одного из контуров основного радиатора системы охлаждения двигателя.

Мускульная сила

Так как для двигателя такого автомобиля, даже не в коммерческом, а пассажирском исполнении, очень важны тяговые характеристики, мы проверили, как тянет новый мотор в разных дорожных условиях и при разной загрузке. Если сравнивать его с классическим 1,6-литровым агрегатом, то разница очень заметна. Примерно после полутора тысяч оборотов двигатель начинает уверенно и равномерно разгонять машину, чем отдаленно напомнил повадки дизелей. При этом и после 2000 об/мин нет явных провалов аж до 4000­ об/мин. Это говорит о том, что в самой популярной рабочей зоне оборотов мотор всегда остается тяговитым, чего не было у 1,6-литрового агрегата.

На мощностном стенде компании Carset двигатель показал высокий крутящий момент, приближенный к максимальному в широком диапазоне оборотов, хотя полученная кривая крутящего момента немного не совпадает с графиком автопроизводителя (175 Нм в диапазоне 1550–4100 об/мин). Что касается мощности, то она оказалась даже на две с половиной «лошади» больше (107,5 л. с.), чем по заводским данным (105 л. с.).

Основной радиатор в двигателе 1,2 TSI имеет два контура – низкотемпературный для турбокомпрессора и интеркулера, т. е. охлаждения нагнетаемого турбиной воздуха, и высокотемпературный – для рубашки охлаждения мотора.

Удельная мощность 105-сильного двигателя 1,2 TSI составляет 87,5 л. с. с одного литра рабочего объема. Это значительно больше, чем в бензиновом 102-сильном моторе- предшественнике 1,6 MPI с удельной мощностью 63,75 л. с. с литра рабочего объема.

Аппетит

Еще один очень важный параметр такого автомобиля – экономичность. Здесь 1,2 TSI также в выигрыше. В городском режиме движения в условиях средних и больших пробок расход топлива колебался в диапазоне 6,0–7,5 л/100 км. Без пробок в выходные дни – 5,5 л/100 км. Но это при минимальной загрузке машины. Несколько удивил расход горючего на трассе, где он практически не отличался от городского в условиях пробок. Так, при скорости 110–120 км/ч с разной загрузкой авто на каждую «сотню» мотор потреблял от 6,0 до 7,0 литра горючего. Причиной минимальной разницы в потреблении топлива на трассе и в городе вероятнее всего является высокий коэффициент аэродинамического сопротивления этой модели.

Если сравнить данный мотор с его дизельными конкурентами, в более выигрышном положении окажется дизель 1,6 TDI, который в городе потребляет 6,0-6,5 л/100 км, а на трассе – около 5,5 л/100 км. Второй дизель – 2,0 TDI менее экономичен и по расходу сравним с мотором 1,2 TSI. А вот старый бензиновый двигатель 1,6 MPI в этих же условиях на каждой «сотне» расходовал бы на 2–3 литра топлива больше. Желающие получить максимум экономии могут установить на 1,2-литровый TSI газобаллонное оборудование шестого поколения голландской компании Vialle. Ее специалисты уже создали программное обеспечение именно для этого мотора. Правда, за это ГБО придется выложить около 18 тыс. грн.

Помимо мотора 1,2 TSI новый Caddy привлекает наличием системы стабилизации ESP уже с базовой комплектации.

Ресурс – ремонт

Информация о ресурсе двигателя пока не оглашается, но, исходя из конструктивных особенностей мотора, видно, что производитель учел повышенные нагрузки на цилиндро-поршневую группу. Так как поршни в этом агрегате меньшего размера, а боковое давление на такте «рабочий ход» сравнимое, а то и выше, чем у двигателя 1,6 л, инженеры повысили износостойкость поршней, нанеся на их наружные стенки прочное специальное покрытие. Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава, поэтому в нем используются уже проверенные износостойкие чугунные гильзы, а не дорогостоящая и неремонтопригодная технология нанесения специального покрытия на алюминиевые гильзы цилиндров. Есть плюсы и в обслуживании. Благодаря размещению масляного фильтра в верхней части двигателя его легко заменять даже без применения какого-либо инструмента. Из всех имеющихся вариантов VW Caddy, расходы у модификации с 1,2 TSI наименьшие (см. табл.). Также в двигателях используется вполне доступное масло с допуском VW 50200, которое было рекомендовано и для 1,6-литрового МРI.

Расходы на обслуживание VW Caddy 

Модификация

1,2TSI

1,6 TDI

2,0 TDI

Макс. мощность, л. с./об/мин

105/5000

105/4400

140/4200

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

175 /1550–4100

250/1500–2500

320/1750–2500

ТО-1

Стоимость работ

180

180

180

Стоимость запчастей и материалов

515,19

767,71

785,12

ТО-2

Стоимость работ

468

396

396

Стоимость запчастей и материалов

1206,98

1478,55

1507,59

ТО-3

Стоимость работ

180

180

180

Стоимость запчастей и материалов

515,19

767,71

785,12

Финиш

Анализ эксплуатационных особенностей VW Caddy 1,2 TSI с КП DSG позволил убедиться в том, что конечный потребитель этого автомобиля получил более выигрышный агрегат, чем 1,6-литровый. При своих лучших тяговых характеристиках двигатель оказался еще и экономичнее, практически догнав дизельные модификации, к тому же он обеспечит меньшие расходы на эксплуатацию за счет более дешевого техобслуживания. Машина с таким мотором наиболее оптимальна в качестве транспортного средства для семьи и малого бизнеса, не требующего перевозки тяжестей и поездок на большие расстояния. Если же ваш бизнес связан с перевозками грузов или дальними поездками, рекомендуем отдать предпочтение дизелям – соответственно, 2,0-литровому или 1,6-литровому TDI.

Юрий Дацык
Фото Сергея Кузьмича и VW