X

Выше ватерлинии

Летние ливни успели принести немало бед автовладельцам. А все из-за их неподготовленности к езде в условиях стихийных бедствий. Чем же опасен для автомобиля проливной дождь?

Летние ливни успели принести немало бед автовладельцам. А все из-за их неподготовленности к езде в условиях стихийных бедствий. Чем же опасен для автомобиля проливной дождь?

Летние ливни успели принести немало бед автовладельцам. А все из-за их неподготовленности к езде в условиях стихийных бедствий. Чем же опасен для автомобиля проливной дождь?

Всевозможные природные катаклизмы уже не первый год беспокоят нашу планету, поэтому опыта эксплуатации машин в экстремальных условиях предостаточно. Более подробно о правилах передвижения при наводнении мы писали в «АЦ» № 16’2010. А если в пути вас настигнет ливень, лучше остановиться, выбрав для этого такое место, где уровень воды даже при затяжном дожде не поднимется выше порогов автомобиля. Причем ставить машину следует подальше от деревьев и сооружений, которые под порывами ветра могут упасть. Если же соблюсти все меры безопасности не удалось, необходимо помнить о возможных проблемах и знать, как их решать.

Гидроудар

Наиболее неприятная поломка автомобиля в условиях езды по затопленным улицам – гидроудар двигателя. Симптомы этого явления – мотор внезапно заглох в глубокой луже и автомобиль резко остановился. Гидроудар происходит, когда во впускной коллектор всасывается вода и попадает в цилиндры. При этом поршень одного из цилиндров (на такте сжатия) при движении вверх ударяется о несжимаемый объем воды, что становится причиной изгиба шатунов, коленвалов, деформации головки блока цилиндров и т. п. И если двигатель заглох при проезде лужи или вашу машину захлестнула волна, не пытайтесь запустить мотор. Это может усугубить ситуацию.

Погнутые шатуны при гидроударе – одна из легко решаемых проблем, хотя и требует разборки мотора.

После «глубоководного ныряния» нужно демонтировать и высушить воздушный фильтр, а еще лучше – заменить его новым.

Когда дождь закончится, можно попробовать реанимировать заглохший двигатель. Нужно выкрутить свечи зажигания (форсунки у дизеля) и только после этого прокрутить мотор стартером. При отсутствии серьезных повреждений поршни вытолкнут воду через свечные отверстия. При наличии воды в картере мотора масло необходимо заменить. В зависимости от ситуации, возможно, придется попутно продуть каналы системы смазки и заменить масляный фильтр. Наиболее подвержены гидроударам тюнинговые моторы с фильтрами нулевого сопротивления – особенно если установлен комплект «холодного» впуска, в котором воздухозаборник выведен вниз, поближе к дороге. В серийных моделях в воздухозаборнике предусмотрен специальный водоотстойник, который способен препятствовать попаданию небольшого количества воды в двигатель. Дополнительные проблемы возникают и в моторах с турбонаддувом, где вода может проникнуть в клапан управления турбокомпрессором, что приводит к нарушению его работы.

Электрика

Влагу из электроразъемов помогают удалить специальные аэрозольные жидкости, а также некоторые универсальные смазки.

Если мотор остановился в воде не внезапно, т. е. сначала были симптомы подергиваний и автомобиль при включенной передаче еще проехал какое-то расстояние, значит, проблема в электрике. Чаще всего вода становится причиной утечки тока высокого напряжения, который подается на свечи зажигания. В этом случае нужно просушить провода, электроразъемы и, в зависимости от конструкции автомобиля, трамблер и катушки зажигания. Стоит помнить, что преодоление водной преграды с разгона может привести к повреждению радиаторов и вентилятора систем охлаждения двигателя и кондиционирования, а также бампера и решетки радиатора.

Салон

Салону автомобиля потоп способен нанести не меньший ущерб, чем моторному отсеку. Проблема в том, что вода, попавшая внутрь, заполняет пустоты, и ею пропитываются все материалы – от обивки до шумоизоляции. Избавиться от нее не так уж легко. Придется разбирать салон – снимать сиденья, демонтировать ковровое покрытие и слой шумоизоляции. Причем нужно высушить не только эти элементы, но и попавшие в очаг затопления электропроводку, электроразъемы, электронные блоки управления.

Трансмиссия

Наличие воды в трансмиссии можно проконтролировать через уровневые пробки.

Если коробка передач или ведущий мост искупались «с головой», не забудьте заменить в них масло. Эта операция обязательна, так как вода, попавшая в эти агрегаты через сапуны, превращается в водно-масляную суспензию. Последняя не обеспечивает требуемых смазывающих свойств и защиту от коррозии, что гарантирует ускоренный износ и поломку.

Фрикционные материалы

 

Накладки тор­мозных колодок впитывают в себя влагу, что снижает их фрикционные свойства. Поэтому их следует просушить затяжными торможениями.

Не следует забывать, что после купания в лужах нарушаются свойства фрикционных материалов – накладок тормозных колодок и ведомого диска сцепления. Они раскисают, поэтому не могут обеспечить хороших сцепных свойств с металлической поверхностью. Чтобы вернуть тормозам работоспособность, придется выполнить несколько затяжных торможений, чтобы нагреть колодки. Если раскисли накладки диска сцепления и оно буксует, какое-то время следует проехать, избегая резких разгонов, так как большие пробуксовки сцепления чреваты повышенным износом.