X

Зачем гонщикам подшлемник

Зачем гонщики, прежде чем надеть шлем, натягивают на голову тряпичный подшлемник?

Зачем гонщики, прежде чем надеть шлем, натягивают на голову тряпичный подшлемник?

Давно увлекаюсь гонками «Формулы-1» и ралли, всегда смотрю их телетрансляции, но ни разу не услышал ответа на такой вопрос: зачем гонщики, прежде чем надеть шлем, натягивают на голову тряпичный подшлемник?

Владимир Серов, Черниговская обл.

На самом деле подшлемники, или балаклавы, вовсе не тряпичные. История этого предмета экипировки гонщиков уходит корнями в уже далекие 60-е годы прошлого века, когда международная Автомобильная федерация FIA впервые ввела в технический регламент «Формулы-1» пункт об обязательном применении защитной одежды и шлемов. Однако тогда огнеупорные материалы только начали появляться, поэтому FIA могла лишь рекомендовать подбирать для комбинезонов материал, который плохо горит.

Только к 1975 году были приняты первые стандарты для огнезащитной одежды. Примерно тогда же началась целевая разработка огнеупорных комбинезонов для автоспорта. Одними из пионеров в этой области были два молодых раллиста итальянцы Антонио Паризи и Энрико Глориозо, впоследствии основавшие знаменитую фирму по производству гоночной одежды Sparco. Но тогда, в 70-х, ни денег, ни оборудования у них не было, поэтому тестировать новые материалы двум энтузиастам приходилось на себе – обматывать руку тряпкой, держать ее над огнем и смотреть, что получится…

В наши дни Sparco обеспечивает огнеупорными подшлемниками большинство пилотов ведущих гоночных команд мира. Каждая такая балаклава сделана из двух слоев номекса – синтетического материала, который не плавится при нагревании. У изделий из номекса есть лишь один очевидный недостаток: в них пилоты сильно потеют. Тем более что температура в кокпите во время гонки иногда доходит до +50°С! Но гонщикам приходится это терпеть – ничего эффективнее номекса пока не придумано.

Защита гонщика от высоких температур в случае пожара и является одной из главных функций подшлемника. Кроме того, он, естественно, служит и прослойкой между шлемом и головой, предотвращая излишнее трение, способное причинить пилоту массу неудобств. Стоит одна профессиональная балаклава от 25 до 40 евро.

Подготовили Юрий Дацык, Владимир Некрасов