X

Заторы без границ

Дорожные «пробки» – проблема актуальная для всех мировых мегаполисов и борются с ними везде по-разному. Например, в Москве водители освоили езду по дорогам задним ходом. А в Пекине во время проведения олимпиады власти запретили въезжать в город половине местных автомобилей.

Дорожные «пробки» – проблема актуальная для всех мировых мегаполисов и борются с ними везде по-разному. Например, в Москве водители освоили езду по дорогам задним ходом. А в Пекине во время проведения олимпиады власти запретили въезжать в город половине местных автомобилей.

Дорожные «пробки» – проблема актуальная для всех мировых мегаполисов и борются с ними везде по-разному. Например, в Москве водители освоили езду по дорогам задним ходом. А в Пекине во время проведения олимпиады власти запретили въезжать в город половине местных автомобилей.

Киев. 350 пробок в день

Недавно в Киеве был зарегистрирован миллионный автомобиль на 3,5 млн. жителей. Дороги столицы не в состоянии пропустить такое количество машин, это провоцирует серьезные заторы. Чтобы не простаивать в них часами, нужно знать структуру городских пробок.
По данным информационно-аналитической службы Интернет-портала Yandex, прошлой весной на столичных улицах ежедневно возникало около 350 пробок и заторов, средняя продолжительность которых 45 минут. В Москве эта цифра в два с половиной раза больше! Характерная черта самого крупного города Украины – слабо выраженные (в отличие от Москвы) утренние и вечерние часы-пик. В Киеве загруженность дорог во второй половине дня (с 15.00 до 20.00) лишь незначительно превышает показатели первой половины, а в целом ситуация довольно стабильна практически весь рабочий день.

Еще одна особенность нашей столицы – растущая зависимость количества пробок от дня недели: начиная с понедельника, их число постепенно увеличивается, и к пятнице становится в полтора раза больше. А вот в выходные заторы если и случаются, то только по причине ремонтных работ или аварий, которые, впрочем, не сложно объехать. Главная проблема Киева – катастрофическая нехватка мостов между берегами Днепра и путепроводов над железной дорогой. В утренние и вечерние часы пик на всех мостах наблюдается сплошная тянучка. А в центре нельзя проехать из-за огромного количества припаркованных автомобилей, которые стоят на узких улочках и на тротуарах. Власти пытаются убрать мешающие машины эвакуаторами, но и их работа создает проблемы в движении.

Действия властей:

  • Эвакуация неправильно припаркованных машин.
  • Введение одностороннего движения на параллельных улицах.
  • Дороги, по которым направление движения меняется в разное время дня.
  • Высокая стоимость парковки в центре.
  • Зеленые стрелки на светофорах, позволяющие поворот направо при красном сигнале при отсутствии транспорта.
  • Дорожные работы ночью и в выходные дни.

Действия водителей:

  • Езда по встречной полосе, тротуарам и стоянка на них.
  • Отслеживание пробок по радио и Интернету.

Рейтинг самых загруженных улиц Киева

Улица

Продолжительность пробок

в часах

в днях

1

Проспект Науки

190

7,9

2

Проспект 40-летия Октября

186

7,7

3

Улица Набережно-Крещатицкая

181

7,6

4

Краснозвездный проспект

181

7,5

5

Улица Вячеслава Черновола

168

7,0

6

Бульвар Тараса Шевченко

167

6,9

7

Улица Артема

164

6,8

8

Бульвар Дружбы Народов

161

6,7

9

Харьковское шоссе

158

6,6

10

Улица Петра Сагайдачного

151

6,3

Графики и таблицы составлены информационно-аналитической службой
интернет-портала Yandex.ua

Москва. Задним ходом?

На возникновение пробок в Москве, численность населения которой приближается к 10 миллионам человек, влияет сочетание огромных проспектов (до 10 полос движения в одну сторону) с маленькими двухполосными улочками.

Пока в Киеве система автоматизированного управления дорожным движением только создается, в Москве она уже давно работает. Но автомобилисты этому совсем не рады. Порой на отдельных перекрестках красный свет «держат» до 50 минут, пока не пропустят машины, скопившиеся в заторе. Среди главных причин возникновения пробок в Москве – безалаберное и хам­ское поведение автомобилистов на дорогах, захламленность дорог брошенными транспортными средствами и неэффективная работа регулировщиков (знакомо, не правда ли?). Не отличаются пунктуальностью автоинспекторы и при выезде на аварии – очень часто их приходится ждать по 4–5 часов.

В будние дни в центре маленькие двухполосные улочки превращаются в бесплатную парковку, поэтому проехать здесь может только одна машина.

Для VIP-пассажиров в Москве в качестве такси используется Maybaсh 62. В таком и в пробке стоять – удовольствие.

Чтобы уменьшить заторы, власти хотят перевести центр российской столицы на одностороннее движение. Автомобилисты, дабы не попасть в «пробку», ориентируются на информацию о заторах по радио, Интернету и GPS-навигации (в городе существует платная система информирования о проблемах в движении на GPS-устройства в автомобиле). К борьбе с заторами власти Москвы подключили и метро. По данным НИИ Генплана Москвы, каждый пятый московский автовладелец ездит на автомобиле только до метрополитена. Там он оставляет машину, а дальше едет в подземке. Поэтому возле крупных станций уже построены и создаются «перехватывающие» парковки.

При возникновении затора некоторые московские водители выезжают на участок дороги встречного движения, а затем едут по ее крайней правой полосе задним ходом. Бывает, что собираются даже кортежи из 5–15 машин. Некоторые умудряются при этом еще и обгонять.

Много своих «ноу-хау» придумывают и сами жители Белокаменной. В Интернете есть множество форумов, где люди делятся вариантами объездов тех или иных улиц. Существуют телефонные службы предупреждения о заторах.

Самый экстравагантный способ избежать заторов – ехать по встречной полосе задним ходом. Такая практика не возбраняется правилами дорожного движения, а выезд на встречную полосу грозит уплатой в среднем $200 штрафа или лишением прав на 4 месяца. Напомним, что украинскими ПДД также допускается езда задним ходом по городским дорогам, за исключением движения по пешеходным переходам, перекресткам, мостам, путепроводам, эстакадам, в тоннелях, на въездах и выездах из них, а также на участках дорог с ограниченной видимостью.
Самым нетерпеливым предлагают альтернативу. Например, мототакси – водитель на спортивном мотоцикле домчит по требуемому адресу быстрее, чем на автомобиле. А в скором будущем в Москве появится авиатакси. Летать над столицей в качестве такси будут вертолеты, по требованию безопасности – только над реками или промзонами.

Действия властей:

  • Система автоматизированного управления транспортом.
  • Строительство парковок возле станций метро.
  • Мото- и авиатакси.

Действия водителей:

  • Езда задним ходом.
  • Отслеживание пробок по GPS, телефону, радио, Интернету.

Пекин. На первый-второй рассчитайсь!

В столице Китая, по приблизительным подсчетам, проживает 17 млн. человек, которые ездят на 3,2 млн. автомобилей и на таком же количестве мототехники. Ежедневно регистрируется более тысячи новых машин. Учитывая ту территорию, которую занимает Пекин, он перенаселен в три раза. Прекрасно понимая, в какое вавилонское столпотворение превратится город на время Олимпийских игр, когда к жителям добавятся спортсмены и гости, власти города пошли на беспрецедентные меры.

Во время Олимпиады на самых оживленных магистралях пяти китайских городов, принимавших Игры, для транспорта олимпийцев в дневное время суток была зарезервирована левая полоса.

 

Как показал пекинский опыт, весьма эффективный метод борьбы с заторами – пересадка с личного автотранспорта на общественный.

Во время Игр в аварийно-опасных местах дежурила полиция с частично заполненными протоколами о ДПТ, что значительно сокращало процесс их оформления.

В первую очередь, проведена крупномасштабная кампания с упором на патриотизм и сознательность, целью которой было убедить пекинцев отказаться от пользования личным транспортом во время проведения Олимпиады. Попутно власти запретили частным автомобилям парковаться вблизи мест проведения соревнований. Одновременно были пущены сотни новых автобусных и троллейбусных маршрутов, закуплено, по разным подсчетам, от 400 до 600 автобусов. В итоге на время игр количество перевезенных пассажиров достигало примерно миллиона в день. А по темпам развития метро Пекин вообще впереди планеты всей – за последние три года протяженность подземного транспорта увеличилась в два раза!
Взяв на вооружение лондонский опыт, китайские городовые разделили всех автовладельцев на «четных» и «нечетных» в зависимости от последней цифры в госномере автомобиля. То есть «четники» могли ездить по четным числам, «нечетники» – наоборот. За исполнением этого требования пекинских властей следили видеокамеры. Снимки зафиксированных нарушений со временем и датой их фиксации присылались автовладельцам на электронную почту. В течение месяца нарушитель должен оплатить штраф, в противном случае наказание может быть очень суровым – вплоть до лишения прав.

Кстати, пекинцев тренировали такими ограничениями во время крупных международных саммитов.

Чтобы атлеты во время Олимпиады не опаздывали на соревнования, на самых оживленных магистралях пяти китайских городов, принимавших Игры, для транспорта олимпийцев в дневное время суток (как правило, с 07.00 по 22.00) была зарезервирована левая полоса. К примеру, в Пекине ее общая протяженность составила целых 250 километров.

Поскольку главная причина пробок в самых крупных городах страны – Пекине и Шанхае – долгое оформление ДТП, во время Олимпийских игр на всех самых оживленных перекрестках и наиболее аварийных участках дежурили наряды дорожной полиции, тягач или эвакуатор (и в уже заполненные бумаги оставалось только записать данные «аварийщиков» и их ТС). И в среднем оформление занимало 10–15 вместо обычных 30–40 мин.

Чтобы временно избавиться от печально известного пекинского смога (из космоса на месте столицы Поднебесной видна грязно-серая клякса), снижающего видимость на автодорогах до нескольких сотен метров, на время Олимпиады власти закрыли все самые «дымные» предприятия Пекина (включая крупнейший в стране металлургический комбинат!), что положительно сказалось не только на экологической ситуации и аварийности, но и на загрузке магистралей. Ведь вместе с производством отдыхает и обслуживающий его транспорт. Более того – тем же волевым решением тысячи мелких предприятий из центра города были передислоцированы на окраины.

Действия властей:

  • Запрет въезда в город половине автомобилей.
  • Выделение отдельной полосы олимпийцам.
  • Запрет парковки в центре.
  • Увеличение маршрутов и количества общественного транспорта.
  • Дежурство полиции на аварийно-опасных участках.
  • Закрытие и переселение из центра предприятий и офисов.

Действия водителей:

  • Меньше ездить на авто.
  • Замена личного транспорта общественным.

Антон Пустовой, Роман Базай, Сергей Суховский
Фото авторов, Сергея Кузьмича и Владислава Бойко