X

Зима каждый день

Профессиональные испытания зимних шин позволяют выявить их сильные и слабые стороны. Но как оценивают соответствующую продукцию рядовые автомобилисты? В этом сезоне мы проводим и «потребительское» тестирование зимних покрышек нескольких марок и моделей.

Профессиональные испытания зимних шин позволяют выявить их сильные и слабые стороны. Но как оценивают соответствующую продукцию рядовые автомобилисты? В этом сезоне мы проводим и «потребительское» тестирование зимних покрышек нескольких марок и моделей.

Профессиональные испытания зимних шин позволяют выявить их сильные и слабые стороны. Но как оценивают соответствующую продукцию рядовые автомобилисты? В этом сезоне мы проводим и «потребительское» тестирование зимних покрышек нескольких марок и моделей.

Проверку на пригодность для наших дорог проходят шины из разных сегментов, а соответственно, и ценовых групп. В ассортименте покрышек от авторитетной компании Nokian Tyres мы выбрали две новинки – шипованную Hakkapeliitta 5 и фрикционную Hakkapeliitta R SUV. Обе они являются лидерами тестов арктических зимних шин. Но украинские потребители порой высказывают мнение о чрезмерной мягкости, интенсивном износе и малом ресурсе финской продукции. Действительно ли это так?

Два других кандидата – корейские шины Kumho среднего ценового сегмента: шипованная I`ZEN WIS KW19 и фрикционная Ice Power KW21. В тесте шин 2007 года последняя модель оказалась в числе середнячков. Какова же она в повседневной эксплуатации?

И, наконец, покрышки от пока малоизвестного у нас тайваньского производителя Maxxis – модель Prese Spike MA-SPW. Наш интерес к ней подогревает то, что в официальных шинных тестах она пока не участвовала. Эта покрышка с отверстиями под шипы, поэтому один комплект мы ошиповали, а другой оставили без шипов.

Мнение

Юрий Дацык Зам. главного редактора
Водительский стаж: 17 лет
Автомобиль: Skoda Octavia A5
Шина: Nokian Hakkapeliitta 5
Тип: арктичесaкая, шипованная
Размер: 205/65 R15
Цена: 1029 грн.

Родной размер шин Octavia A5 – 195/65 R15, однако на зиму решил взять более высокие и широкие 205/65, сознательно увеличив при этом клиренс почти на 10 мм.

Установив Hakkapeliitta 5, сразу обратил внимание, что шум от шипов больше напоминает шелест, нежели гул, которым отличаются дешевые шипованные шины. На асфальте точность реакций на поворот руля по сравнению с летними покрышками немного ухудшилась, но это естественно для всех арктических зимних шин с их очень мягким протектором. По сравнению с полигонными тестами в повседневной езде пока ни разу не упрекнул свои шины за недостаточную чувствительность к рулению.

«Квадратные» шипы и еще парочка финских ноу-хау – только на пользу.

В декабрьские обледенения и на укатанном в регионах до льда снегу шипы пришлись как раз кстати. «Квадратные» шипы Hakkapeliitta 5 помогают уверенно держать машину как на прямике, так и при маневрах по укатанным колеям. На льду процесс торможения, даже несмотря на постоянную трескотню ABS, достаточно эффективен. А это очень важно, так как ABS очень не любит обледенелых покрытий. Но нужно помнить, что шипы не способны обеспечить на льду цепкость, сравнимую с той, что на асфальте, поэтому тормозной путь длиннее.

Однако больше всего впечатлила проходимость на снегу, которую случилось проверить по дороге на родительскую дачу, расположенную на окраине обычного украинского села. Когда съехал с асфальта и перед машиной оказалась заметенная снегом грунтовая дорога, стало немного не по себе. Сразу же выключил противобуксовочную систему (ASR) и на второй передаче после хорошего разгона и активной работы рулем успешно преодолел полпути, а затем началась уже настоящая снежная целина. Но назад пути нет, поэтому без остановки опять полный газ и поиск поворота, скрытого под 30–40-сантиметровым снежным покрывалом. В пушистом снегу скорость заметно снизилась, но лишь до 10–15 км/ч, а затем на первой передаче на высоких оборотах машина пошла, как бульдозер. Так мы успешно добрались до дома. Интересно, что по моим следам пыталась проехать «Газель», обутая во всесезонку «Баргузин», но не преодолела и половины проложенной шинами Hakkapeliitta 5 снежной трассы. Вот что значит иметь хорошую зимнюю резину!

Сергей Тарнавский Шеф-редактор
Водительский стаж: 25 лет
Автомобиль: Volvo XC90
Шина: Nokian Hakkapeliitta R SUV
Тип: арктическая, фрикционная
Размер: 235/60 R18
Цена: 1650 грн.

Впервые на шинах Hakkapeliitta R SUV я ездил еще прошлой зимой на презентации новинки в Финляндии. Правда, времени на тесты нам выделили не так много, да и больших внедорожников не было. Поэтому предложение пережить украинскую зиму на редакционном Volvo XC90 с новыми шинами, безусловно, заинтересовало – появилась возможность проверить в наших реальных условиях заявленные производителем достоинства этого продукта.

Как ни странно, самые острые эмоции я испытал в первые два дня после «переобувания» в начале ноября. Обещанное по прогнозу похолодание так и не наступило, а наоборот, потеплело до +15 градусов, начались дожди. И при первом же резком торможении с ужасом заметил, что машина замедляется намного хуже, чем на летней резине, да еще и с пугающим визгом! Очевидно, эти звуки создает «хор» насосных ламелей. Но как только похолодало, Hakkapeliitta оказалась в родной стихии.

Это случай, когда теория из пресс-релизов на 100% подтвердилась на практике.

Сравнивая впечатления от новинки с теми, которые отмечал в прошлые зимы с другими нешипованными зимними шинами, отмечу следующие особенности R SUV. Во-первых, это низкий для зимней резины уровень шума – по чистому асфальту можно ехать со скоростью 130 км/ч, не испытывая акустического дискомфорта. Во-вторых, «грубые» арктические зимние шины для внедорожников, как правило, заметно ухудшают чувствительность рулевого управления, однако Hakkapeliitta R SUV – приятное исключение. В-третьих, это предсказуемость и стабильность поведения. Заносы или скольжения возникают не вдруг, а, в общем-то, когда сам их провоцируешь. Четвертая и, по-моему, самая характерная для Nokian особенность – это чувство уверенности, которое она дает на скользком или снежном покрытии. Можно смело перестраиваться в снежной каше, без проблем выехать из колеи или развернуться в глубоком снегу, быстро стартовать на ледяной корке перед светофором. Ну а тормозить зимой нужно осторожно и на зимних шинах: автомобиль замедляется надежно, но все же ламели – это не шипы! Впрочем, не раз замечал собственное преимущество перед соседними автомобилистами при торможении на зимних покрытиях, и теперь внимательно посматриваю в зеркало, контролируя, как замедляются идущие за мной машины.

Кроме того, этой зимой средний расход топлива ниже почти на 1 л. Конечно, результат не вполне «научный», так как получен по показаниям бортового компьютера. Не исключено, что это следствие введения новых штрафов за нарушение ПДД, а возможно, и вклад шин R SUV, на которых есть надпись «Ultra Low Resistance» – ультранизкое сопротивление качению.

Сергей Матусяк Главный редактор
Водительский стаж: 15 лет
Автомобиль: Mitsubishi Galant
Шина: Kumho Ice Power KW21
Тип: арктическая, нешипованная
Размер: 215/65 R16
Цена: 750 грн.

При выборе покрышек главный критерий, на мой взгляд, – место эксплуатации. Поскольку я больше езжу в городе, где снег с дорог убирают регулярно, то и модель подобрал соответствующую. Шипы здесь не нужны, но плотная нарезка ламелей помогает ездить по укатанному снегу со льдом или по нерасчищенным участкам на стоянке. Например, однажды я припарковался в сугробе, образовавшемся при чистке улицы снегоуборочной машиной. Думал, выбраться оттуда без посторонней помощи не удастся. Но машина выехала сама – медленно и без пробуксовок. Кстати, за первые два месяца зимы так ни разу и не застревал в снегу, успешно штурмовал все попавшиеся на пути горки в рамках дорог общего пользования.

Шины не создают акустического дискомфорта при езде по асфальту.

Важно, чтобы шины не были слишком шумными. Kumho Ice Power KW-21, как и заявлено производителем, не создают акустического дискомфорта при езде по асфальту даже на скоростях за 100 км/ч. Как и положено зимним шинам, при положительной температуре воздуха они мягче летних, поэтому плавность хода на Galant (у которого и так мягкая подвеска) лучше, чем на летних. Зато на морозе Ice Power «дубеют». Отзывчивость на поворот руля на асфальте стала немного хуже. Разгон и торможение на снегу не вызывают проскальзывания колес, если не газовать слишком резво (все-таки на оба ведущих колеса 2,4-литровый 158-сильный мотор в сумме отдает до 213 ньютонометров!). А вот на льду добиться этого намного легче – сказывается отсутствие шипов. Особенно надо быть аккуратным в поворотах, которые нередко отполированы до гладкого льда. Впрочем, эта рекомендация – для любых машин и покрышек.

Немного огорчает торможение на мокром асфальте – после летних шин надо «перенастроиться» на то, что в данном случае дистанция должна быть больше. Расход топлива зимой всегда выше, чем в теплое время года, и в этом «виноваты» не только покрышки. Но отличий в «аппетите» Galant этой зимой по сравнению с осенним периодом я не заметил: все те же 12–14 литров А-92 на «сотню» по городским тянучкам. В целом же разочароваться в выборе шин Kumho Ice Power для редакционного Mitsubishi Galant за прошедшие два месяца зимы причин не было.

Алексей Миронов Программист
Водительский стаж: 12 лет
Автомобиль: Dacia Logan
Шина: Kumho I`ZEN WIS KW19
Тип: арктическая, шипованная
Размер: 185/70 R14 Цена: 510 грн. + ошиповка 100 грн.

Я живу в пригороде и являюсь активным приверженцем шипованной зимней резины, поэтому перед установкой на автомобиль Kumho I`ZEN WIS KW19 ошиповал их.

С тех пор необходимость в услугах «толкачей и тягачей» отпала, а саперная лопатка заскучала в багажнике. За городом мне приходится ездить по участкам трассы, где лес чередуется с полем. Эти места характерны тем, что в зависимости от погоды в них складывается свой «микроклимат», и сцепные свойства на дороге могут быть очень разными. Например, в солнечный день на участке трассы, прикрытом от ветра перелеском, снег может подтаять, но к вечеру – подмерзнет, а рядом с полем, где гуляет ветер, асфальт может быть вообще «голым». В результате на достаточно большой скорости «вылетаешь» на лед, что очень опасно, поэтому требуется не только аккуратность в управлении машиной, но и хорошие шины.

Ошиповал шины, накатав 350 км, тем не менее шипы сели и держатся хорошо.

Первые впечатления после «переобувания»: возросшая ширина протектора колес (со 165 до 185 мм) увеличила устойчивость автомобиля; повысилась шумность (из-за шипов); на крупных неровностях звук удара гораздо менее гулкий, чем на «родных» летних шинах Barum.

На льду шина, установленная на Dacia без ABS, обеспечивает эффективное замедление, хотя и с небольшим заносом. Экстренно тормозить на чистом сухом асфальте пока не доводилось – выручает привычка увеличивать дистанцию зимой вне зависимости от состояния дороги. Но при интенсивном замедлении нет впечатления, что на шипах едешь по асфальту, как на коньках. Более того, по сцепным качествам покрышки вполне сопоставимы с летними, но более узкими Barum. На мой взгляд, основные преимущества шипованной резины – улучшенная возможность «цепляться» за обледенелую дорогу, исключая занос или снос.

В целом ходовые характеристики Kumho полностью соответствуют требованиям моего «семейного» стиля вождения. Кроме того, я ожидал заметного увеличения расхода топлива – ведь эти шины тяжелее и с увеличенным сопротивлением качению из-за большей ширины и множества ламелей. Тем не менее этого не произошло. Плюс один литр – это, наверное, в большей степени объясняется более длительными прогревами мотора при минусовых температурах.

Евгений Сокур Обозреватель
Водительский стаж: 9 лет
Автомобиль: Ford Fiesta ST
Шина: Maxxis MA-SPW Presa Spike
Тип: арктическая, шипованная
Размер: 195/55 R16
Цена: 722 грн. + ошиповка 120 грн..

Шипованную шину выбрал неслучайно: хотя живу я в столице, местность возле моего дома холмистая, а лед здесь дело обычное. Поиск «родного» размера (195/45) не увенчался успехом (такие шины можно было приобрести лишь под заказ), поэтому пришлось брать более-менее подходящий – 195/55. Минусы высокопрофильных покрышек – незначительное ухудшение динамики и управляемости, но зимой эти качества далеко не главные. Зато авто стало гораздо комфортнее, да и парковаться на бровках теперь не проблема.

По сравнению с «родными» летними Pirelli PZero Nero 195/45 ZR16 зимняя шина Maxxis MA-SPW R16 тяжелее всего на 1 кг и весит 10 кг. В данном случае утяжеление невелико и на износ подвески влияет незначительно. После ошиповки вес увеличился приблизительно на 100 граммов. На каждую покрышку потребовалось 114 шипов. Порадовали шины и при балансировке. На три колеса поставили грузы по 15 г, на четвертое – 25 г. А со специальной отбортовкой на боковинах покрышек колесные диски лучше защищены при попадании в большие ямы и при возможных контактах с бровками.

В таком типоразмере шины всегда стоят довольно дорого, а Maxxis оказался в числе самых доступных.

Хотя пробег на новых покрышках пока немногим более 4 тыс. км, уже можно отметить сильные и слабые стороны MA-SPW. Понравилась управляемость на снегу – как укатанном, так и рыхлом. На таком покрытии автомобиль хорошо ведет себя в поворотах, а возникающий первым небольшой снос задней оси корректируется легким подруливанием. Передок держится дольше, но когда и он срывается в снос, авто легко «вытягивается газом». Не понравилось торможение на льду. В этом случае скорость срабатывания ABS сравнима со скорострельностью автоматического оружия. Понятно, что автомобиль замедляется очень неохотно. Шипы в таких условиях эффективно работают лишь на маленьких скоростях. Конечно, во многом на это повлияли настройки ABS (антиблокировочной системы тормозов) моей Fiesta ST. Укоротить тормозной путь на скользком покрытии помогает прерывистое торможение и торможение двигателем. На чистом сухом асфальте авто замедляется хуже, чем на летних шинах, но это характерно для всех зимних покрышек. Уверенно тормозит автомобиль лишь на снегу.

Больше всего шипованная покрышка не любит пробуксовок, но на компактном авто мощностью 150 л. с. их избегать сложно. На моих шинах все шипы пока на месте, хотя некоторые из них уже «заточены». Повышенная шумность, характерная для всех шипованных покрышек, меня не смущает – можно музыку сделать погромче. Хотя шум от Maxxis MA-SPW Presа Spike – на уровне более дорогих и именитых конкурентов.

Юлий МаксимчукРедактор рубрик «Дорожный патруль» и «Проверено временем»
Водительский стаж: 16 лет
Автомобиль: VW Jetta Variant 1.8T
Шина: Maxxis MA-SPW Presa Spike
Тип: арктическая, под шипы
Размер: 195/65 R15
Цена: 444,59 грн.

Модель MA-SPW Presа Spike, которая предусматривает установку шипов, привлекла меня современным «зубастым» рисунком протектора, широкими водо- и грязеотводящими канавками, а также умеренно мягким составом резины протектора с плотной нарезкой ламелей. Эта шина имеет отверстия под установку шипов, но так как большую часть времени я езжу по раскисшим от соли и очищенным городским дорогам, их решил не устанавливать.

Для периферии, где укатанный до льда снег – дело обычное, эти шины лучше вооружить шипами.

Езжу на Presа Spike уже более двух месяцев и с полной ответственностью могу сказать: мои большие сомнения по поводу тайваньских шин Maxxis были напрасными – это вполне нормальные шины бюджетного класса! Эксплуатировал их на разных покрытиях и остался вполне доволен их характеристиками. На сухом асфальте даже при температуре от 5 до 7 градусов тепла машина не «плывет» и хорошо держит дорогу. Широкие водо- и грязеотводящие канавки эффективно убирают из зоны контакта воду и снежную «кашу», не допуская аквапланирования. Достойно ведет себя Presа Spike и на заснеженной дороге – протектор с крупными канавками и ламели без проблем выгребают снег и цепляются за покрытие, поэтому в условиях Киева буксовать мне еще не приходилось.

При спокойной езде вполне уверенно можно двигаться и по скользкой обледенелой дороге. Единственное, что не понравилось, – качество торможения на льду: машина излишне скользит и медленно снижает скорость. Одних ламелей недостаточно – нужны шипы, для которых, собственно, и предусмотрены отверстия. Благодаря относительному смещению блоков по разные стороны от продольной оси «зубастый» рисунок не досаждает излишним шумом.

Подготовил Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка