X

Зондирование выхлопа

Причин повышенного расхода топлива в автомобиле может быть много. Одна из них – неисправность лямбда-зонда. Что это за узел и почему он выходит из строя?

Причин повышенного расхода топлива в автомобиле может быть много. Одна из них – неисправность лямбда-зонда. Что это за узел и почему он выходит из строя?

Причин повышенного расхода топлива в автомобиле может быть много. Одна из них – неисправность лямбда-зонда. Что это за узел и почему он выходит из строя?

Лямбда-зонд – неотъемлемая часть всех современных автомобилей. Их эра началась в 80-е годы прошлого столетия с момента внедрения электронных систем впрыска топлива и активизации борьбы за снижение токсичности отработавших газов. Лямбда-зонд – это датчик, установленный в выпускной системе двигателя автомобиля и контролирующий процент несгоревшего кислорода в отработавших газах. В зависимости от содержания кислорода (слишком высокое – бедная смесь или слишком низкое – богатая смесь) датчик передает информацию ЭБУ двигателя, который, в свою очередь, регулирует подачу топлива из расчета максимально эффективного его сгорания с практически полным использованием кислорода. Остаточный кислород должен присутствовать в таком количестве, чтобы на поверхности сот каталитического нейтрализатора эффективно проходила химическая реакция, обеспечивающая снижение токсичности выхлопных газов. В современных моторах устанавливается несколько датчиков кислорода – до катализатора и после него. Это позволяет контролировать эффективность работы «поглотителя» токсичных веществ (оксида углерода СО, углеводорода СН и окислов азота NOх).

На рынке запчастей встречаются как универсальные лямбда-зонды (без электроразъема), так и под конкретные марки и модели автомобилей.

Ресурс

Лямбда-зонд, как и любой другой узел, не вечен, т. е. имеет определенный ресурс. В зависимости от условий эксплуатации срок службы этой детали составляет от 60 до 150 тыс. км. А на автомобилях некоторых марок датчик кислорода рекомендуют менять с определенным интервалом. Например, «АвтоВАЗ» дает «добро» на эту операцию через каждые 80 тыс. км. Тем не менее замена лямбда-зонда в соответствии с рекомендациями автопроизводителей у нас не практикуется – делают это при его полной поломке. Хотя до момента выхода датчика из строя возможны его некорректные показания из-за загрязнения чувствительного элемента, а соответственно, и неправильная дозировка впрыскиваемого топлива. В конечном итоге это также ведет к повышению расхода топлива (примерно на 15%) и повышению токсичности выхлопных газов. Чтобы избежать этого, производители лямбда-зондов – например, Denso – рекомендуют проверять эффективность работы датчиков при каждом техобслуживании, а если двигатель старый и потребляет масло, – еще чаще.

Эксплуатация

Датчик кислорода – сложный высокотехнологичный элемент, который может выйти из строя из-за неправильной эксплуатации. Так, в задней части датчиков (за исключением титановых) находятся отверстия, через которые внутрь поступает наружный воздух – для сравнения. Понятно, что отверстия должны быть открытыми. Если датчик установлен в выпускной системе под днищем автомобиля, то нужно избегать попадания на него грязи и брызг воды на мойке и при езде (глубокие лужи не следует преодолевать «вброд», лучше их объехать). Необходимо учитывать и пагубное воздействие присадок к топливу на чувствительный элемент лямбда-зонда.

На работоспособность датчика влияет техсостояние двигателя и его систем. Их неполадки вызывают нарушения состава и температуры отработавших газов, что может снизить ресурс лямбда-зонда. При нагреве до 700°С и выше топливо с присадками моторных масел, некачественные бензины и нефтяные отложения после химических реакций выделяют вредные для датчика пары и соединения, которые разрушают чувствительный элемент. А по внешнему виду колбы датчика можно провести диагностику двигателя и найти причину его преждевременного выхода из строя.

Ремонт

При поломке лямбда-зонда есть два способа решения проблемы – «цивилизованный» и «наш». Первый – замена неисправного датчика новым. А второй, как обычно, придуман «гаражными умельцами». Процедура подразумевает промывку загрязненного нагаром чувствительного элемента в ортофосфорной кислоте. Но этот способ не всегда эффективен, да и остаточный ресурс датчика непредсказуем. Поэтому единственный правильный метод – установить новый лямбда-зонд, тем более что на рынке автозапчастей существует достаточный выбор этих деталей. Так, к ассортименту изделий Bosch недавно прибавилась продукция еще одного всемирно известного бренда – Denso. После замены лямбда-зонда требуется проверить на посту диагностики исправность катализатора, производительность которого со временем также снижается из-за отложений и выгорания слоя платины.

Конструкция и разновидности лямбда-зондов

Лямбда-зонды подразделяются на несколько видов: по принципу работы – циркониево-оксидные (фото слева), титановые и определяющие соотношение воздух/топливо; по конструкции – плоского и цилиндрического типов; по наличию нагревателя – с нагревателем или без него. Воздушный сенсор отличается от циркониевого большей точностью определения соотношения воздух/топливо (диапазон от 12 до 18). Циркониевый датчик только сообщает, когда соотношение равно или не равно 14,7:1, но неизвестно, насколько смесь бедная или богатая. Воздушный датчик лучше, так как ЭБУ знает, насколько нужно обогатить или обеднить смесь. Датчик на основе оксида титана не нуждается в атмосферном кислороде для сравнения и выдает не напряжение, а сопротивление, зависящее от концентрации кислорода в выхлопных газах. Титановые могут работать в условиях сильного загрязнения и не требуют наружного воздуха.

Универсальные датчики могут отличаться от «номерных» под конкретную модель более простой конструкцией. При монтаже «универсалов» главное – не перепутать провода.

Юрий Дацык
Фото Bosch, Denso, Delphi