Автомобильные охранные системы

Очень часто в обыденной жизни мы используем понятия «автосигнализация» или «противоугонка». Сами по себе эти понятия скорее жаргонные и служат для краткого определения термина «автомобильная охранная система» (АОС). В современной международной терминологии для обозначения АОС используется термин Vehicle Security System (VSS).

0

Очень часто в обыденной жизни мы используем понятия «автосигнализация» или «противоугонка». Сами по себе эти понятия скорее жаргонные и служат для краткого определения термина «автомобильная охранная система» (АОС). В современной международной терминологии для обозначения АОС используется термин Vehicle Security System (VSS).

Очень часто в обыденной жизни мы используем понятия «автосигнализация» или «противоугонка». Сами по себе эти понятия скорее жаргонные и служат для краткого определения термина «автомобильная охранная система» (АОС). В современной международной терминологии для обозначения АОС используется термин Vehicle Security System (VSS).

Использование понятия «система» вполне оправдано, т.к. подразумевает взаимодействие совокупности технических и алгоритмических средств для предотвращения угона автомобиля, защиты водителя от физического насилия и привлечения внимания для задержания злоумышленников.

Американская статистика показывает, что на территории США в 1995 году примерно каждую минуту угонялся один автомобиль. В Киеве угоняется примерно одна машина за два часа.

Для достижения полной эффективности охранных функций рекомендуется использовать не только одну отдельно взятую АОС, а сразу несколько противоугонных устройств, например, недорогая АОС и иммобилайзер высокой степени защиты.

Давайте определим, что же такое иммобилайзер? «Иммобилайзер» по сути, заложенной в название, обозначает «обездвиживатель». Это чисто противоугонное устройство, препятствующее движению автомобиля своим ходом.

Механический иммобилайзер, например, замок типа MUL-Т-LOCK, запрещает работу трансмиссии автомобиля, «запирает» коробку передач (КПП). Наиболее эффективно использование механического иммобилайзера на автоматических КПП. В этом случае автомобиль можно передвинуть, только подняв его. Если MUL-Т-LOCK устанавливается на механическую КПП, то автомобиль все-таки можно толкать или тащить, поэтому рекомендуется одним замком запирать рычаг переключения скоростей в положении какой-то из передач, а вторым, например замком типа Solex — блокировать педаль сцепления или тормоза.

Электронный иммобилайзер имеет способность размыкать электрические цепи, ответственные за искрообразование в свечах, электрическое управление подачей топлива в форсунки инжекторной системы, управление электробензонасосом и др. Для получения у иммобилайзера разрешения завести двигатель, надо иметь ключ, внутри которого содержится микрочип со специальным кодом, защищенным от несанкционированного считывания. Прежде, чем дать разрешение на запуск двигателя, иммобилайзер сравнивает код микрочипа, содержащийся в ключе, с кодом, хранящимся в памяти. И, если они одинаковы, все блокировки снимаются, можно производить запуск двигателя, если нет — подается команда тревоги, включается сирена.

Как иммобилайзеры, так и охранные системы различаются по уровню защиты и количеству основных и дополнительных функций. Одной из функций АОС является функция контроля доступа (ее еще называют Anti- CarJack). Суть данной функции в том, что владелец в течение ограниченного промежутка времени (примерно 20 с) должен подтвердить свои права на автомобиль нажатием либо потайной кнопки, либо кнопки на брелоке. Если этого не сделать, то через 20 с включается сирена, мигают фары, а еще через 20 с блокируется работа двигателя.

Функция защиты от насильственного угона (Anti-Hijack), которая срабатывает, если водителя заставляют выйти из машины силой. В некоторых типах АОС командой для включения данной функции является открывание двери, а в некоторых — нажатие кнопки на брелоке.

Серьезность сигнализации (ее надежность) определяется длиной цифрового кода, используемого для управления АОС. Для правильного понимания сути сказанного нужно знать, что практически все современные АОС имеют дистанционное радиоуправление. В используемом для этой цели пульте управления (брелок для ключей) имеется миниатюрный высокочастотный передатчик, радиосигнал которого модулирован цифровым кодом. В этом коде всегда содержится индивидуальный адрес АОС и передаваемая команда, определяемая нажатой кнопкой брелока. Код — это последовательность битов информации, запрограммированная особым образом, которой модулируется несущая частота.

Для того чтобы подобрать код выключения охраны (открывания дверных замков и т.д.) нужно совершенно точно знать структуру кода, т.е., как кодируется адрес, его разрядность, место расположения команды относительно адреса, форму сигналов для передачи элементов кода, их временные характеристики. Кроме того, нужно знать рабочую частоту передатчика.

Как видите, для этого нужно узнать как минимум, какая система установлена на автомобиле, т.к. во всех АОС используются совершенно различные значения перечисленных параметров. Правда, в значительной степени облегчают эту задачу элементы, наклеиваемые на стенках автомобилей, но и оставшаяся часть требует значительных интеллектуальных усилий. Компьютеризация решения такой задачи помогает лишь при наличии точной информации о структуре кода, его параметрах и несущей частоте. Безусловно, можно создать банк используемых кодов, но это весьма дорогие средства, а их применение весьма трудоемко, т.к. используемый для этой цели компьютер не должен передавать сигналы быстрее, чем их будет принимать «подопытная» система. Однако, такие средства существуют под названием «сканер» (сканировать — перебирать, последовательно). Реальное время подбора 10-ти битного кода примерно 14 секунд, а 20-ти битного — 8 часов непрерывной работы.

Гораздо проще «засечь» рабочую частоту передатчика, принять и запомнить его кодовый сигнал. По-английски предназначенные для этого устройства называются грабберы (code grabber), а по-русски — «захватчик кода» (перехватчик). Это очень дорогое устройство (по цене эквивалентно примерно двум ВАЗ 2109), но вполне реальное.

Для защиты от такого воровского арсенала и были использованы математический аппарат генерации случайных чисел. В современных высокочастотных АОС для дистанционного управления используются коды на базе случайных чисел, называемые под каждой торговой маркой по своему: Happing Code, Jamping Code, Rolling Code и т. д. Существует также математический аппарат синхронизации работы кодера и декодера, вызывающий обычно недоумение: «Как же так, случайно и передатчике и в приемнике?» Не волнуйтесь, все работает исправно, и находится под защитой патентов. Кодирование и декодирование реализуется специализированными процессорами. В технике охранных систем используются разнообразные алгоритмы случайного кодирования, различающиеся своей мощностью, а, следовательно, и стойкостью — защита от повторения алгоритма.

Надеемся этот более-менее детальный экскурс в технологию угона и защиты от него поможет вам расширить кругозор и правильно ориентироваться в существующих понятиях и терминах.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.