X

Арктические или европейские? Чем отличаются зимние шины и что выбрать

Зимние шины давно уже стали правилом хорошего тона среди сознательных автомобилистов. Вот только все ли понимают, насколько разительны отличия между несколькими типами зимней резины?  Поговорим на тему, Арктическая или европейская модель – как выбирать зимние шины?

Зимние дорожные условия бывают очень разными, особенно в климатическом поясе Украины, и особенно в последние годы, когда климат на планете с каждым годом становится все теплее и теплее, а зимы – все более непредсказуемы. Между тем, конструкторы зимней резины давно уже готовы к погодному разнообразию: созданы и выпускаются разные виды зимних шин.

Сразу скажем, что главные отличия между существующими типами резины для зимы – в приспособленности к условиям, в которых преимущественно эксплуатируется конкретный автомобиль. Поэтому первое, с чего должен начинать свой выбор автомобилист – оценить дороги на своих постоянных маршрутах и понять, какими они могут выглядеть в пору морозов, снегопадов, холодных дождей и зимней слякоти. Ведь одно дело – центральные районы большого города, которые чуть ли не круглосуточно «патрулируют» уборочные машины коммунальщиков, и другое – городские окраины, пригороды и дачные массивы, не говоря уже о сельской местности в отдаленных регионах.

Два типа зимних шин

В зависимости от предназначения, зимние шины делятся на два вида – европейские (еще их называют среднеевропейские) и арктические (нордические, скандинавские).

Европейские (среднеевропейские) зимние шины предназначены для по-европейски мягкого климата. Они так сказать, менее зимние, более универсальные, поскольку «заточены» под небольшие морозы при мокром дорожном покрытии. Их характерные черты видны невооруженным глазом: большое количество широких дренажных каналов для отвода воды на протекторе. Резиновая смесь протектора относительно твердая, поскольку не рассчитана на сильные морозы. Главное назначение европейских шин – свободный от снега асфальт, холодный, мокрый или даже с лужами.  В мокрой снежной каше они также будут работать боле-менее эффективно. А вот в снегу, особенно рыхлом, протектор будет «замыливаться» и машина забуксует. Гладкий лед или укатанный снег – тоже не лучшие для «европеек» условия, а в торможении с адекватной скорости они более-менее цепкие. Важный плюс зимних шин для мягких зим в их более низкой цене. В Украине европейские шины рекомендуются автомобилистам из больших городов, где на дорогах зимой чаще бывает вода, чем снег и лед. Хотя если на каком-то коротком, но важном для вас участке улицы часто оказываются снежные заметы или обледеневший асфальт, возможно, вам будет лучше потратиться на боле дорогую арктическую модель.

Арктические зимние шины конструируют для низких температур, для глубокого рыхлого снега на дорогах и обледеневшей поверхности. Более грубый рисунок протектора хорошо работает там, где настоящая зима: в уплотненном или рыхлом свежем снегу, на льду, в полужидкой снежной каше. Визуально протектор нордических моделей выглядит грубее, на нем больше широких канавок, блоки шашек заметнее отделены друг от друга и развиты в плечевой зоне. Чтобы колеса могли цепляться за лед и асфальт, не «дубея» на морозе, их протектор варят из особой резиновой смеси, сохраняющей эластичность при любых условиях. Мелкие прорези-ламели помогают арктическим шинам цепляться за лед и укатанный снег при торможении и разгоне. Крупные шашки-грунтозацепы помогают машине отталкиваться от заснеженной дороги.

Наконец, именно арктические модели иногда предназначаются для ошиповки – на самых крупных шашках оставляют место для гнезд под шипы. К слову, если таковые на конкретной шине имеются, очень не рекомендуется использовать ее без шипов. Шины арктического типа в условиях украинских зим рекомендуются живущим за городом автомобилистам, жителям небольших населенных пунктов, где дороги не всегда успевают расчищать от льда и снега. Также их покупают те, кто в зимнее время часто отправляется в длительные поездки вне зависимости от погодных условий – арктические модели, так сказать, покрывают риски практически всех состояний зимних дорог.

Continental IceContact 3

Шипованная покрышка премиального бренда создавалась помимо прочего с оглядкой на хорошую управляемость, поскольку ее покупают прежде всего для современных автомобилей высокого класса. Особо стоит отметить ее поведение на льду и укатанном до высокой твердости снегу, поскольку главная технологическая изюминка IceContact 3 – особые шипы. Часть их предназначена для работы во время торможения и разгона, часть – для удержания машины от боковых смещений при маневрировании. При этом размерности более 16 дюймов имеют шипы с резиновым корпусом, они меньше шумят и лучше вгрызаются в лед при интенсивном торможении. Интересно, что зимнюю шину Continental IceContact 3 можно купить в нескольких различных исполнениях: с усиленным боковинами типа ран-флэт (SSR), ­самогерметизирующиеся в случае прокола (технология ContiSeal) и с пониженным уровнем шума (ContiSilent).

Goodyear Ultra Grip Arctic 2

Хорошо известная экспертам и владельцам современных авто шипованная модель для заснеженных и заледеневших зимних дорог – или для таких, где всегда можно встретить подобные участки. Особое внимание конструкторы уделяли характеристиками покрышки на льду, и здесь тоже используются шипы с особой формой сердечника. Интересный момент: производитель акцентирует внимание на том, что свои замечательные качества на льду модель сохранит на протяжении всего периода эксплуатации. И это в самом деле не совсем обычно. В слое рыхлого снега Goodyear UltraGrip Arctic 2 эффективна благодаря глубоким и широким канавкам между шашками протектора. В плечевой зоне протектора есть «зазубренные» канавки, которые помогают маневрировать на снегу и в колее.

Шумность работы этой шины конструкторы снижали, подбирая геометрию расположения шипов на протекторе, чтобы погасить возможный резонанс. При этом каждый шип «сидит» на мягкой подушке, поглощающей звук шлепка при встрече шипа с твердой поверхностью дороги. На случай встречи края диска с бордюром или краем ямы в месте посадки шины на обод отформован специальный буртик.

Ling Long Green-Max Winter Grip 2

Одна из самых свежих моделей на украинском шинном рынке. Это крупнейший китайский бренд, товарная линейка которого впечатляет количеством и разнообразием моделей. Конкретно данная бюджетная модель практически полностью копирует знаменитую финскую шиповку Nokian Hakkapeliitta 8. Существенное отличие – шина предлагается как в шипованном виде, так и без шипов, для тех, кто хочет немного сэкономить. Элементы протектора рассчитаны как на эффективную работу по льду и плотно укатанному снегу, так и для участков с рыхлым снегом.

Подсказка от АЦ

Зимние шины арктического типа – в гривневом выражении компонент довольно дорогой. Но безопасность движения трудно оценить в деньгах, поэтому при выборе зимних шин нужно мыслить иными категориями: если финансы позволяют, нужно выбирать максимально безопасный вариант. А если все же бюджет ограничен, подойдите к вопросу с другой стороны – оцените, сколько дней на протяжении зимы в вашем регионе дороги выглядят в самом деле по-зимнему. Может быть, в такие дни вы сможете обойтись без машины? В таком случае на остальной период зимы можно будет купить хорошие зимние шины европейского типа.