X

Летние шины: дождевые сюрпризы

Однажды услышал, что изношенные летние шины лучше менять в конце лета, так как осенью, когда идут дожди, они могут создать серьезные проблемы. Так ли это?

Мы провели анализ поведения изношенных покрышек в дождливую погоду. Для начала отметим, что речь идет о тех «бэушных» шинах, глубина рисунка протектора которых уже меньше 4 мм, но не 1,6 мм, оговоренных в Правилах дорожного движения для легковушек.

Изношенные летние покрышки опасны не только худшей устойчивостью к аквапланированию, но и недостаточно хорошими тормозными свойствами на мокром асфальте. Канавки протектора меньшей высоты не столь эффективно выводят воду из пятна контакта, а скругленные кромки ламелей (если они еще есть) уже не способны «срывать» водяную пленку с асфальта при торможении. Согласно нашим исследованиям совместно со специалистами Nokian Tyres на почти новых шинах тормозной путь на мокрой дороге при остановке со скорости 80 км/ч составляет около 30 м (в зависимости от марки и модели покрышек), а у изношенных длина тормозного пути увеличивается почти до 40 метров. При этом когда машина с новыми шинами остановится, скорость авто с изношенными покрышками составляет около 40 км/ч. Это скорость, на которой авто может смертельно травмировать пешеходов, а также серьезно повредить другие транспортные средства. С аквапланированием ситуация еще интереснее. Так, площадь пятна контакта летней шины в 3-миллиметровой «луже» на скорости 75 км/ч при глубине рисунка протектора 8 мм составляет 74% в сравнении с первоначальным для стоящего автомобиля, с 4-миллиметровым протектором – 58%, а с 1,6-миллиметровым – всего 16%! Скорость начала аквапланирования при этом снижается с 83 км/ч при глубине протектора 8 мм до 56 км – при 1,6 мм.

Глубина рисунка протектора

Контакт протектора с дорогой при 3-миллиметровом слое воды и скорости 75 км/час.

Соответственно, чтобы исключить аквапланирование, скорость движения на изношенных покрышках в дождь должна быть как минимум на 30 км/ч меньше, чем на относительно новых. Да и сцепные свойства шин и управляемость автомобиля в целом катастрофически снижаются после того, как глубина рисунка протектора становится меньше 4 мм. Вы готовы на такой риск?

Листья и другое

Особую опасность в осенний период представляют обочины, укрытые мокрыми листьями. Езда по этой прослойке равноценна качению колеса по льду (не отполированному, а с повышенной шероховатостью), поэтому в случае экстренного торможения будьте готовы к раннему срабатыванию АБС и большому тормозному пути, а если машина без АБС, ожидайте опасных заносов и сносов. Такой же опасной является и грязь, которую выносит на трассы сельхозтехника.

Мокрые, подгнившие листья на дороге создают слой «смазки» с соответствующим существенным увеличением тормозного пути.

При снижении температуры до +10 градусов и ниже опасными могут стать бюджетные шины с протекторами из резиновых смесей, эластичность которых при температурах ниже +10°С заметно снижается. Из-за этого такие покрышки имеют заметно худшие сцепные свойствами и на сухом асфальте. Так что будьте начеку и помните, что граничная среднесуточная температура замены летней резины на зимнюю составляет 7°С. При более низкой температуре большинство летних шин не способны обеспечить нормальные сцепные свойства даже на сухом асфальте, не говоря уже о корке льда после ночных заморозков.

Как видно, шины обладают далеко не стабильными характеристиками. Их сцепные свойства зависят не только от типа дорожного покрытия и давления в шинах, но и от степени износа протектора, а в ряде случаев – от температуры, которая влияет на эластичность резины протектора. Помните это и учитывайте на осенних дорогах.