X

Шины для асфальта и грязи: как выбрать и в чем разница

Есть только четыре точки, которыми автомобиль касается поверхности дороги, по которой он двигается – шины. И от того, как они соответствуют типу данной поверхности, частенько зависит успех поездки и сохранность всего экипажа. Для многих украинских водителей сегодня актуальна не только дорожная резина, но и покрышки для бездорожья. А особенно это важно для наших защитников, которым для выполнения задач нужно быть готовыми в любое время мчаться по асфальту, или съехать напрямик по полю.

Автомобильная шина, несмотря на то, что воспринимается нами как эластичный резиновый компонент, испытывает несколько видов больших нагрузок. Как же это работает?

Протектор сопротивляется проколу герметичной полости колеса острыми предметами и стиранию об асфальт и камни. Также его задача – надежно зацепиться за поверхность дороги и не растерять при этом своих шашек.

Боковина фактически держит на себе массу автомобиля, а когда водитель «газует» или тормозит, она еще и передает крутящий момент от оси на протектор и дорогу. В поворотах та же боковина должна не подламываться в поперечной плоскости, опираясь боковым силам. Об этих подробностях мы мало задумываемся, пользуясь обычными дорожными шинами, но они становятся важными при подборе внедорожной резины.

Дорожные шины – «зима» и «лето»

Прежде чем рассказать о специальных шинах для внедорожной езды, на примере дорожных моделей следует понимать в чем разница работы дизайна/рисунка протектора летней, зимней и всесезонной резины.

Протектор шины для лета имеет минимум канавок и разрезов – они нужны только для отвода воды во влажную погоду (против аквапланирования) и обеспечивают сцепление с мокрой поверхностью. Вспомните шины-слики гоночных болидов для кольцевой гонки в сухие дни – они совсем гладкие, резиновая смесь протектора достаточно эластична сама по себе, чтобы цепляться за микронеровности твердого асфальта.

Зима

Теперь же посмотрим на типичную зимнюю покрышку – Lassa Competus Winter 2 Plus, предназначенную в том числе для заснеженных трасс. Она имеет на протекторе крупно нарезанные блоки с широкими канавками между ними. Это сделано не только для отвода воды, но и для того, чтобы шина могла окунуться отдельными блоками в рыхлый снег и таким образом зацепиться за него.

В зимних шинах фрикционного типа (без шипов) одинаково важны не только рисунок протектора, но и состав резинового компаунда. Так шина Lassa Competus Winter 2 Plus зрительно очень схожа со своим предшественником Lassa Competus Winter 2.

Но именно частица названия Plus указывает, что это новая модель, в составе резины которой больше силики, обеспечивающей лучшую эластичность резины в холод и улучшенное сцепление на влажных покрытиях.. Можно также сказать, что цель Silica состоит в том, чтобы поддерживать эластичность, необходимую шине для сцепления с дорогой, поэтому зимой она особенно важна, чтобы шины не потеряли свою эластичность.

Всесезонные

Всесезонные шины – это универсальное решение, сочетающее в себе элементы как летних так и зимних колес.

Рисунок протектора всесезанных колес имеет более широкие, чем у летних колес канавки, чтобы эффективнее выводить снег и воду из пятна контакта. Рисунок протектора ближе к зимним колесам, но нарезка протектора на ламели не так плотна. Хорошим примером является Lassa Multiways 2.

Центральная зона с направленным рисунком протектора обеспечивает хорошее зацепление на снегу. Блоки плечевых зон больше, что обеспечивает всесезонным колесам лучший контакт и управляемость при езде по асфальту по сравнению с чисто зимними колесами. Однако по сравнению с летними колесами резина всесезонных шин сохраняет эластичность при более низких температурах, что позволяет улучшить их сцепление с асфальтом в холодную погоду.

Этот же принцип работы на поверхностях разных типов использован и в специальных шинах для грунтовых и грязных поверхностей.

А/Т

А/Т – шины для грязи и проселков. Это не грязевая шина на 100%, серия AT разработана для любой местности, включая багульник.

Классический представитель сегмента “вездеходных” шин – модель Competus A/T 3 от той же марки Lassa. Маркировку шин A/T можно расшифровать как all terrain, что означает «вся местность», то есть эта модель годится и для асфальта, и для проселка, и для откровенного грязи.

Как видим, Competus A/T 3 имеет столь крупную нарезку блоков протектора, что в пятно контакта размерности R17 их попадает буквально три-четыре штуки. Пространство между блоками широкое, что способствует и отводу воды в дождь на трассе, и более полному погружению блоков в мягкую почву для лучшего сцепления на бездорожье.

Чтобы шина хорошо держала автомобиль на заданном курсе при разных маневрах и нагрузках, блоки протектора Lassa Competus A/T 3 имеют сложные, направленные по разным направлениям контуры. Эти большие шашки перекрывают друг друга в боковой проекции, чтобы снизить уровень шумов и повысить плавность катения колеса по дороге. А это позволяет без особых оговорок использовать данную модель резины и во время дальних поездок по скоростным трассам.

Поскольку Competus A/T 3 предназначена и для бездорожья, она имеет подходящий усиленный каркас, в том числе и боковин, который выдержит в том числе и большой крутящий момент мощных машин с серьезной трансмиссией 4х4.

Именно такие колеса можно назвать наиболее универсальным решением для военного SUV и внедорожника. По первым впечатлениям, после нескольких недель езды наш друг из бьатальйона Госпитальеров оценил шину как неожиданно тихую, при таком развитом протекторе. Кроме того, неожиданно было, что такая большая и тяжелая шина удивительно легко сбалансировалась при шиномонтаже! Несколько раз приходилось интенсивно тормозить на мокром асфальте и результат вполне удовлетворил. На грунтовом полигоне развитый протектор и грунтозацепы исправно делают свое дело. Впереди испытания зимой и командировками.

Если и вы хотите присоединиться к помощи добровольческому медицинскому батальону “Госпитальеры”, то сделать это можно перейдя со ссылкой. Здесь список необходимых вещей и способов как можно задонатить!

Подсказка от Lassa

Чтобы реализовать все возможности внедорожника в разных условиях эксплуатации ему потребуются шины разных типов. Но каждый раз переобувать машину невозможно, поэтому фактически, все упомянутые в статье шины Lassa имеют определенную степень универсальности.

Как видно из названия All-season, такие шины можно использовать при любых, но преимущественно мягких погодных условиях. Больше уверенности на нерасчищенных автомагистралях даст наша зимняя модель, она же в определенной степени поможет не только в снегу, но и на мокром грунте, когда возникнет такая необходимость. Но если большинство ваших маршрутов пролегают некачественными, разбитыми, а тем более тяжелыми грунтовыми дорогами, мокрыми и грязными, то лучшим вариантом будут шины класса А/Т. Пусть они будут не такими расторопными на скоростных асфальтовых магистралях, но вывезут вас с раскисших и с каменистых троп. Такие шины, кстати, справятся и со снегом (лишь AT 3 имеет маркировку снежинкой).

Наконец, «грязные» шины с индексом М/Т понадобятся тем, кто управляет машиной в самых неблагоприятных условиях – в непогоду на бездорожье, при быстрой езде по разбитому асфальту, по путям, засоренным обломками зданий и разного рода сооружений.