X

Зимние шины: Без намека на шипы

К нынешнему зимнему сезону производители покрышек презентовали не только шипованные шины, но и не подлежащие шипованию – фрикционные. О них и поговорим.

Bridgestone Blizzak VRX: восточная «вершина»

О новой шипованной шине Bridgestone Blizzak Spike-01, представленной в феврале в Подмосковье, мы рассказывали в «АЦ» № 40. Теперь познакомимся с другой новинкой этого производителя – фрикционной покрышкой  Blizzak VRX. Название модели VRX – не что иное, как аббревиатура от слова vertex, которое с английского переводится как «вершина». Таким образом японские инженеры хотели продемонстрировать, что эта шина – вершина их достижений, воплотившая в себе самые передовые технологии, среди которых – и резиновая смесь Multi-Cell Compound.

Эффект мочалки
В шине Blizzak VRX протектор изготовлен из обновленной микропористой резиновой смеси Multicell Compaund. Последняя имеет множество пор увеличенного размера (до 0,3 мм), благодаря чему протектор впитывает больше воды, находящейся в пятне контакта. Микропоры имеют особое хорошо смачиваемое покрытие, которое также улучшило абсорбирующие свойства. Таким образом, новый состав резиновой смеси протектора может поглощать больше воды с поверхности тающего от трения льда и мок­рого асфальта. А это заметно улучшило сцепные свойства, особенно при торможении. Микропористый состав сделали на 50-процентную глубину, поэтому при износе протектора до индикаторов износа его  зимние свойства заметно ухудшаются. А значит, для зимы она уже не пригодна. В тоже время сделан акцент еще на одной важной особенности зимних покрышек. По мере эксплуатации шин их характеристики ухудшаются, так как резина под действием внешних факторов становится жестче. Но в протекторе с резиной Multi-Cell Compound по мере износа на поверхности «открываются» новые микропоры и при этом протекторный слой остается эластичным, обеспечивая эффективные тормозные свойства в течение длительного времени.  По информации технического специалиста компании Bridgestone Казуто Фуджита, новая резиновая смесь на 30% лучше, чем у предыдущей шины –  Revo GZ.

Резиновая смесь Multicell Compaund имеет множество пор размером до 0,3 мм, благодаря чему протектор впитывает воду, находящуюся в пятне контакта.

Протектор
Новый рисунок VRX имеет большее количест­во блоков, благодаря чему  протектор стал гибче. По словам разработчиков, это обеспечило более плотный контакт с неровностями дороги, т. е. лучшие сцепные свойства, а также улучшился захват снега, т. е. тяговое усилие на снегу. Для этих же целей было увеличено количество поперечных канавок с их пересечениями («перекрестками»), а блокам протектора придали форму стрелы. Кроме того, в новом асимметричном рисунке протектора в разных ситуациях эффективнее начали работать все его зоны. Blizzak VRX предназ­начена для широкого спектра легковых автомобилей  – от среднего и компакт-классов до премиум-седанов. В Украине ее уже можно найти в продаже.

В VRX в сравнении с Revo GZ больше поперечных канавок («перекрестков»), что улучшило захват снега и обеспечило эффективную самоочистку.

Michelin X-Ice 3 уже и в Украине

Еще в прошлом году в рамках международного автосалона ММАС-2012 компания Michelin презентовала третье поколение фрикционной, т. е. не подлежащей шипованию шины для самых суровых зимних условий – X-Ice 3. В 2013-м эта покрышка официально появилась и на украинском рынке. Чтобы проверить новинку в «действии», мы протестировалии ее в двух размерах еще в конце прошлой зимы. Резюме положительное. Над X-Ice 3 инженеры Michelin хорошо поработали, благодаря чему в классе фрикционных шин она оказалась в лидерах. Какие же ноу-хау обеспечили ей такой результат?

Протектор
В основе новинки – технология Winter Grip Technologies, обеспечивающая более высокий уровень безопасности на льду и снегу. Эта технология подразумевает не только оригинальные решения в конструкции рисунка протектора, но и применение обновленной резиновой смеси. В X-Ice 3 применена комбинация трех конструктивных элементов, ответственных за сцепные свойства с зимними покрытиями. Это Z-ламели, микропомпы и пилообразные кромки. Z-образная нарезка ламелей в виде ломаной линии используется не только по плос­кости блока, но и вглубь блока протектора. Так получили острые кромки для сцепления с зимней дорогой и самоблокирующуюся мини-систему, повышающую жесткость всего протектора. Микропомпы – это не что иное, как небольшие цилиндрические отверстия по верхнему краю блоков плечевой зоны протектора. По информации разработчиков шины, микропомпы поглощают часть водной пленки, подсушивая лед и делая работу ламелей протектора максимально эффективной. В то же время замена части ламелей на микропомпы добавила жесткости блокам плечевой зины, что положительно сказалось на обеспевиваемой шиной управляемости в целом. Верхнему краю плечевых блоков протектора, рядом с микропомпами, придали пило­образную форму, чем улучшили поперечное сцепление шины на снежной поверхности, а также снизили накопление снега в водоотводных каналах. В целом это улучшило характеристики покрышки в глубоком снегу. Использован и уже традиционный для зимних шин V-образный рисунок с расширяющимися к внешней стороне каналами. Такая конструкция лучше выдавливает снег из пятна контакта шины с дорогой. А чтобы этот процесс проходил эффективнее и протектор меньше забивался снегом, его канавки  «отполировали», а по краям блоков сделали зубцы. Интересно и то, что X-Iсе 3 хотя и принадлежит к скандинавскому типу зимних шин, но обладает высоким индексом скорости Н (210 км/ч), который обычно имеют зимние шины для центральноевропейских мягких зим.

Z-ламели, микропомпы и пило-кромки – основа технологии Winter Grip Technologies, отвечающей за цепкость на зимних дорогах.

Z-образные ламели острыми кромками лучше цепляются за лед и мокрый асфальт и, самоблокируясь, повышают жесткость блоков протектора.

Каплеобразная форма основания ламелей плечевой зоны снизила напряжение внутри блоков на высоких скоростях (до 210 км/ч).

Резиновые смеси
Протекторный слой шины Michelin X-Ice 3 ­изготовлен из резиновой смеси ­Flex-Ice, которая включает в себя 150 компонентов и отличается значительным содержанием ­силики. Такой состав намного лучше сохраняет эластичность при низкой температуре и обес­печивает умеренную жесткость при повышенной, что улучшает сцеп­ление на всех типах зимних дорог, а особенно на мокром асфальте. Для автовладельцев чрезвычайно важным будет и то, что смесь Flex-Ice обладает очень высокой износостойкостью. Как  показали результаты наших сравнительных тестов, вышеперечисленные нововведения в шине Michelin X-Ice 3 дали возможность сократить тормозной путь и улучшить разгонную динамику (тяговое усилие) как на льду, так и на снегу, причем все это без ущерба поведению на асфальте. На данный момент покрышка Michelin X-Ice 3 представлена в 57 типоразмерах с посадочным диаметром от 13 до 19 дюймов.

В X-Iсе 3 в сравнении с XI2 секторов протектора стало больше на 15%. Большая численность острых кромок блоков улучшила проходимость на снегу.

Nokian Hakkapeliitta R2 для легковушек и SUV

По количеству презентаций зимних новинок компания Nokian Tyres всегда была в лидерах, практически каждый год представляя новинку из того или иного сегмента зимних шин. Но в прошлом году финны не успели подготовить обновку, поэтому в 2013-м показали аж три новых покрышки – шипованную Nokian Hakkapeliitta 8 и фрикционные Nokian Hakkapeliitta R2 и Nokian Hakkapeliitta R2 SUV. О «восьмерке» мы уже рассказывали (Nokian Hakkapeliitta R2 SUV.

Центральное ребро R2 SUV по обе стороны «ограждено» продольными канавками, улучшающими отвод воды и снежной каши. В блоках плечевой зоны разместили  ламели-насосы , которые «откачивают» воду из пятна контакта. 

Nokian Hakkapeliitta R2. Для повышения сцепных свойств на грани скольжения в блоки внедрили активаторы ламелей, а на снегу в работу вступают зубцы между блоками.

Резиновые смеси
Мы не раз убеждались, что характеристики зимних шин во многом зависят от свойств резины протектора. Вот почему в новинке протекторный слой изготовлен из резиновой смеси нового поколения с содержанием криосилана, силики и мельчайших частиц. Последние по форме напоминают многогранные кристаллы. Они и вгрызаются в дорожную поверхность, улучшая сцепные свойства на льду. Этот «абразив» располагается в структуре протектора по всей глубине, поэтому шина остается эффективной при любом износе. В новой смеси также увеличили количест­во натурального каучука, который работает как стабилизатор в широком диапазоне температур, а это эффективная работа ламелей при любой погоде. Еще один новый компонент резиновой смеси – сурепное масло (разновидность рапса). При низких температурах оно служит катализатором для соединения силики и натурального каучука. Это повысило прочность молекулярных цепочек компонентов смеси, т. е. сделало шину более стойкой к разрывам, а также улучшило сцепные свойства на снегу и льду.

Фото Bridgestone, Michelin, Nokian Tyres