X

Спустило колесо: как самостоятельно поставить запаску

Казалось бы, замена колеса это банальная операция, но и в ней есть свои нюансы. Да и в качестве ликбеза на помешает.

Казалось бы, данная элементарная операция вообще не должна вызывать каких-либо вопросов, поэтому люди бывалые могут ее пропустить. А вот новичкам-автолюбителям будет полезно прочесть. Ведь такие ситуации, как правило, случаются именно тогда, когда они совсем некстати, помощи ждать некуда, а на решение времени минимум.

Как понять, что колесо спустило? 

Машину начало вести в сторону или на приборке зажегся соответствующий датчик. В более дорогих моделях борт-компьютер указывается и давление в шинах, поэтому вы точно будете знать, какое колесо спустило, и насколько критична ситуация. Поскольку иногда шина может спускать воздух медленно и есть шанс благополучно дотянуть до шиномонтажа.

Выберите безопасное место

Если же прокол серьезный и ехать дальше проблематично, постарайтесь подыскать наиболее безопасное место для замены колеса. Даже если вы проедете на спущенной шине лишние несколько десятков метров, ничего страшного не случится. А вот уберечь от аварийных ситуаций сможет. По возможности ищите место с твердым покрытием и без наклона.

Будьте внимательны! Нередко трюки со спусканием колес проделывают мошенники, чтобы отвлечь водителя, и пока он будет выяснять, что к чему или ставить запаску, украсть вещи, деньги и документы. Поэтому следите за обстановкой, а на время замены салон лучше закрыть.

Подготовьтесь к работам

Заглушите двигатель, поставьте машину на “ручник”, выберите режим P на автоматической КПП или поставьте на передачу, если у вас “механика”. Пассажиров придется попросить выйти.

Теперь самое главное – достать запасное колесо и инструмент. Запаска хранится либо в подполе багажника, либо (если у вас кроссовер иди внедорожник) навешано снаружи двери багажника, либо же, и это самый коварный вариант, расположено под полом багажника, снаружи. 

В таком случае ищите специальный болт где-то под фальшполом, вращая который специальным ключом (должен быть в наборе с домкратом) вы будете опускать запаску на землю. Затем тянете запаску на себя, отсоединяете от подъемного устройства и готово. Если есть инструкция к автомобилю – она вам поможет!

 

В новых автомобилях все это работает отлично, а вот если запаской долго не пользовались, то придется повозиться. Иногда механизм опускания-подъема колеса ржавеет, закисает, и простая операция становится очень трудоемкой! Особенно не помешает проверить состояние механизма перед дальней дорогой.

Если вы вдруг вместо запаски обнаружили маленькое и невзрачное колесико, не пугайтесь – это временное запасное колесо или же “докатка”. Как следует из его сленгового названия, предназначено оно для того, чтобы добраться до шиномонтажа. При этом ехать быстрее 80 км/ч (а иногда и 60 км/ч) на нем нельзя!

Начинаем откручивать болты

Да, болты нужно “сорвать” еще до того, как вы подняли автомобиль на домкрате. На один-два оборота каждый. Тут вас может поджидать несколько засад.

Первая – колпак колеса не хочет сниматься. В общем-то, решить эту задачу можно либо прикладыванием больших усилий, либо помогая себе отверткой или тем же балонным ключом (ключ для откручивания болтов колеса).

Вторая – один из болтов оказался секретным. Т.е. не с обычной  головкой, а с какой-нибудь более замысловатой по контуру. Если переходник вдруг не в машине (дома, в гараже и т.д) то шансов открутить такой болт “здесь и сейчас” нет. А если переходник и вовсе потерян, то это проблема, и решить ее могут на шиномонтаже или СТО путем высверливания такого болта.

Третья – болты затянуты слишком сильно. В этом случае нужно поискать “удлинитель” для балонного ключа, желательно кусок трубы. А дальше все по курсу физики – чем длиннее будет рычаг, тем легче откручивать.   

Поднимаем автомобиль

Еще раз убедитесь, что машина заглушена, на “ручнике” и на передаче (или в “паркинге” в случае с АКПП). Если есть брусок, то не помешает подложить его под колесо другой оси, которое расположено по диагонали, от меняемого. Дополнительная фиксация машины не будет лишней. Также необходимо, чтобы сам домкрат стоял на твердой, по возможности ровной поверхности. Если такой нет или дело происходит зимой, подложите под него ровную доску или что-то прочное и плоское, чтобы домкрат не уходил вниз.

Найдите площадку под упор домкрата на кузове. Опять же, в инструкции к машине эти места четко указаны. Если инструкции нет, ищите отметки на пороге или загляните под автомобиль – вы увидите эти места. В большинстве случаев места для упора расположены недалеко от колесной арки. 

Самое главное: домкрат должен упираться в прочную металлическую часть порога, не в его пластиковую накладку, не в декоративные подножки, и не в днище автомобиля!

Для удобства манипуляций можно подложить под ноги коврик из салона. Поднимайте кузов до тех пор, пока колесо полностью не оторвется от земли.

Меняем колесо

Теперь можно полностью выкрутить болты, придерживая колесо, и аккуратно его снять. Выкручивая последние помните, что колесо теперь “висит” только на ступице, поэтому будьте аккуратны, чтобы оно ненароком не соскочило.

Снимайте спущенное колесо и ставьте на его место запасное, наживите болты, придерживая колесо также ногой внизу. Если вы счастиливый обладатель “катков” или просто владелец кроссовера с дисками 18 дюймов и больше будьте готовы поднапрячься, каждое колесо в сборе весит около 20 кг.

Затягиваем болты и опускаем машину

Болты поначалу можно закрутить вручную, потом затянуть балонным ключом. Самое главное делать это крест на крест, чтобы диск сел без перекоса. Сильно не усердствуйте, на данном этапе будет достаточно просто плотной затяжки. 

После чего аккуратно откручиваем домкрат и опускаем машину на землю. После чего уже повторно затягиваем крест на крест болты на замененном колесе. Вот сейчас можете стараться по-полной! 

Проверка

Теперь проверьте давление в запаске (компрессор всегда должен быть в машине), уравняйте его с другими колесами. После чего обнулите давление в шинах, иначе датчик вновь может сработать. Сложите весь инструмент по местам, не забудьте убрать тот самый брусок из под колеса, а с ремонтом поврежденного колеса не затягивайте!

Что делать, если запаски нет?

И это не редкий случай, ведь много современных машин не оснащаются даже “докатками”, вместо которых там так называемый “ремкомплект”. В этот набор входит и насос и герметик, который можно закачать в шину, и если прокол небольшой, починить ее на время доезда до шиномонтажа. Инструкция по применению ремкомплекта, как правило, есть внутри, но если вы не “разрубили” шину на яме (что, увы, характерно для зимне-весеннего периода), попробуйте просто накачать ее посильнее и доковылять до ближайшего шиномонтажа. Так вы потратите минимум времени и усилий, ну и сбережете герметик на следующий раз.

В принципе, таким способом можно попытаться “спастись” даже если запаска есть, но вы уверены, что шиномонтаж близко и вам там помогут.