X

Автомобили станут чище, умнее и… дешевле

Судьба современного автопрома уже всерьез зависит от того, удастся ли сделать машины более экономичными, экологичными, безопасными и недорогими. Будущему автомобиля был посвящен 58-й ежегодный Международный автомобильный брифинг, организованный компанией Bosch.

Судьба современного автопрома уже всерьез зависит от того, удастся ли сделать машины более экономичными, экологичными, безопасными и недорогими. Будущему автомобиля был посвящен 58-й ежегодный Международный автомобильный брифинг, организованный компанией Bosch.

Судьба современного автопрома уже всерьез зависит от того, удастся ли сделать машины более экономичными, экологичными, безопасными и недорогими. Будущему автомобиля был посвящен 58-й ежегодный Международный автомобильный брифинг, организованный компанией Bosch.

В последние годы человечество в полной мере ощутило последствия своего массированного воздействия на природу. Сообщения об изменениях климата, природных катаклизмах и стремительно тающих запасах нефти на планете мы слышим почти каждый день. По прогнозам экспертов, через 30–50 лет запасы «черного золота» могут совсем иссякнуть, если его истреблять такими же темпами.

Автотранспорт с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) хоть и уступает пальму первенства по сжиганию топлива энергетике и промышленности, но свои весомые 20% выбросов углекислого газа вносит регулярно. Плюс растущая интенсивность движения неуклонно увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Поэтому чем раньше производители автомобилей и комплектующих достигнут взаимопонимания в области финансирования и внедрения новых технологий, тем более заметными и обнадеживающими будут результаты. Вот что нам удалось узнать о главных целях на непростом пути в автомобильное будущее без аварий и вредных выбросов.

 Больше дизеля = меньше СО2

По оценкам специалистов Robert Bosch GmbH, современные реалии таковы, что и через 20 лет ДВС все еще будет основным типом автомобильной силовой установки. Альтернативные конструкции занимают пока очень узкие сегменты рынка и требуют создания принципиально новой инфраструктуры. А у ДВС есть еще потенциал развития за счет совершенствования процессов топливоподачи, смесеобразования и сгорания, использования альтернативных видов топлива растительного и синтетического происхождения, а также «старт-стопных» (stop&go) и гибридных схем. Но уже сейчас можно заметно экономить, используя современные дизельные двигатели, которые существенно превосходят бензиновые моторы. При том же объеме дизели потребляют на 30% меньше топлива и выбрасывают на 25% меньше СО2. Такая ситуация вызвала разительные перемены даже в США, где предпочитают бензиновые моторы. С осени 2006 года там почти 42% АЗС продают дизтопливо с низким уровнем серы, а к 2015-му маркетологи прогнозируют увеличение доли дизельных машин с 5% до 15%! В общемировом масштабе через семь лет дизельный сегмент приблизится к 30%. Обнадеживает и ситуация в развивающихся странах Азии, где вводятся более жесткие нормы выбросов, требующие использования дизелей с прогрессивными системами впрыска с электронным управлением.

Ближайшие разработки в области «дизелизации» направлены на повышение давления наддува при частичных нагрузках, увеличение более чем на 500 бар давления впрыска и более гибкий процесс подачи топлива, включающий до 8 впрысков в рабочем такте.

 Мнение  

Доктор Бернд Бор
Руководитель автомобильного направления Bosch Group

Девиз «Разработано для жизни» идеально выражает нашу миссию и главные направления инновационной программы. Во-первых, это дополнительный комфорт и облегчение жизни водителям, во-вторых, комплекс систем, которые помогают спасти жизнь, предотвращая аварии или смягчая их последствия, и, в-третьих, охрана окружающей среды и экономия ресурсов. Группа компаний Bosch направляет около 10% общей выручки на научные исследования и опытные разработки. Так, в 2006 году только автомобильные подразделения компании инвестировали в НИОКР более 2,7 млрд. евро. Примерно половину годовых инвестиций мы вкладываем в развитие технологий, позволяющих беречь природные ресурсы и уменьшать вред для окружающей среды.

 Автомобиль обретает чувства

Интенсивность дорожного движения продолжает расти и постепенно приближается к черте, когда водитель физически уже не всегда может своевременно и правильно реагировать на ситуацию. Поэтому в будущем бортовые системы автомобилей должны обеспечивать более эффективную поддержку водителю, как это происходит, например, в современных истребителях. Системы помощи и безопасности научатся взаимодействовать и распознавать степень риска, а в критических ситуациях будут активно вмешиваться в управление автомобилем: тормозить, подруливать, останавливаться и даже продолжать движение!

Для этого машине нужны «органы чувств». Ультразвуковые датчики охватывают ближнюю зону вокруг авто на расстоянии до 4 м, видеокамеры расширяют обзор до 80 м, а радарные системы – до 200 м. Кроме того, автомобиль станет более плотно «общаться» с водителем. К традиционным звуковым сигналам и видеомониторам добавятся вибрирующее рулевое колесо, «умные» ремни безопасности, индикация информации и команд на лобовом стекле. Сейчас в стадию серийного производства уже перешли системы ночного видения, автоматической парковки, управления дистанцией. На очереди использование цифрового анализа видеоизображения пространства вокруг авто для выявления сигналов светофоров, дорожных знаков, препятствий и людей по ходу движения, пересечения линий разметки и смены полосы движения. Внедрение интеллектуальных систем экстренного торможения, которые самостоятельно будут тормозить автомобиль, если водитель бездействует в критической ситуации, позволит, по предварительным оценкам, уменьшить количество погибших в ДТП на 35%. Причем в США с 2011 года, а чуть позже и в Европе, оснащение новых машин системами стабилизации движения станет обязательным.

 Мнение  

Доктор Райнер Калленбах
Руководитель сектора автомобильной электроники Bosch

Мы напряженно трудимся над разработкой «органов чувств» автомобиля, которые позволят ему видеть все, что происходит вокруг. Мы учим машину чувствовать и анализировать окружающую среду. Ее «глазами» служат камеры, а органами осязания – ультразвуковые и радарные датчики. Ориентироваться на местности позволяют карты и навигационные системы. В перспективе – обмен информацией, своего рода «общение» между автомобилями. Так системы помощи водителю смогут получать собственное представление о дорожной ситуации.

  Дешевле и лучше!

На фоне спада продаж на рынках Западной Европы и США в развивающихся странах, особенно в Азии, продажи автомобилей стремительно растут. Причем специфика этих рынков такова, что основной спрос приходится на недорогие авто. До 2014 г. объем продаж машин не дороже 7 тыс. евро (Low Price Vehicles – LPV) будет увеличиваться ежегодно на 5%, что более чем в два раза выше, чем ожидается по мировому рынку в целом. Компания Renault объявила о намерении в 2009 г. выпустить до миллиона Dacia Logan стоимостью 5000 евро, Volkswagen и Toyota также готовят свои модели с низкой ценой, а индийская TАТА объявила о выпуске в 2008 г. около 100 тыс. машин по 2000 евро!

Безусловно, это вызов автопроизводителям – часть покупателей пересаживается на недорогие авто с мотоциклов, и их требования минимальны. Но есть и более притязательные клиенты, которые раньше пользовались подержанными «обычными» машинами. Чтобы сделать бюджетный автомобиль, нужно найти источники экономии, но не в ущерб качеству и безопасности.

Важный вклад в решение этой задачи могут внести производители комплектующих. Наряду с перемещением производства в страны с дешевыми ресурсами и рабочей силой нужны специальные высококлассные разработки. Например, Bosch уже подготовил новую бюджетную платформу для блоков управления бензиновыми двигателями Value Motronic. В компании есть отдельная программа создания недорогих компонентов, которая предусматривает оптимальное упрощение существующих продуктов, например, за счет функций, не востребованных в дешевых авто, модернизацию простейших систем, например, доведение блоков управления двигателями мотоциклов до требований автомобильных моторов и разработка специальных комплектующих.

Таким образом, мировой автопром решает весьма противоречивые задачи. С одной стороны, машины должны быть напичканы дорогими новейшими технологиями, а с другой – иметь дешевые версии. Водителю предлагают больше комфорта, поддержки, защиты, но могут лишить львиной доли его власти над автомобилем. Результаты новых разработок мы увидим уже скоро.

 Мнение  

Вольф Хеннинг Шайдер
Руководитель сектора бензиновых систем Bosch

Маленькая цена – большой рост! Доля недорогих машин на мировом рынке, по нашей оценке, в 2010 году достигнет 13%, а объем их производства составит около 10 млн. шт. в год. Требования к авто этого класса зависят от климатических условий, качества дорог, а также имеющегося топлива. Например, бензиновые двигатели должны «уметь» работать еще и на этаноле, что особенно важно для Южной Америки, и на природном газе, что востребовано в России. В Индии предпочитают дизельные моторы. Но во всех регионах мы действуем в соответствии с программой «3S»: sicher, sauber, sparsam – безопасный, чистый, экономичный, уже более 30 лет предлагая автокомплектующие высокого качества по низким ценам.

Киев – Боксберг – Франкфурт – Киев

Сергей Тарнавский
Иллюстрации Bosch

Благодарим офис Роберт Бош ЛТД в Украине за помощь в организации поездки