X

Будущее автомобиля зависит и от вас

Уже не один сезон автовыставка в Токио является своеобразным «прожектором перестройки» мирового автопрома. Но в обычном фоторепортаже не всегда можно рассмотреть подробности автомобильного завтра. Поэтому мы решили поговорить о деталях с человеком, непосредственно управляющим перспективными разработками – господином Широ Накамурой, старшим вице-президентом компании Nissan Motor Co., отделение дизайна.

Уже не один сезон автовыставка в Токио является своеобразным «прожектором перестройки» мирового автопрома. Но в обычном фоторепортаже не всегда можно рассмотреть подробности автомобильного завтра. Поэтому мы решили поговорить о деталях с человеком, непосредственно управляющим перспективными разработками – господином Широ Накамурой, старшим вице-президентом компании Nissan Motor Co., отделение дизайна.

Уже не один сезон автовыставка в Токио является своеобразным «прожектором перестройки» мирового автопрома. Но в обычном фоторепортаже не всегда можно рассмотреть подробности автомобильного завтра. Поэтому мы решили поговорить о деталях с человеком, непосредственно управляющим перспективными разработками – господином Широ Накамурой, старшим вице-президентом компании Nissan Motor Co., отделение дизайна.

Не секрет, что компания Nissan Motor проводит активные исследования в области телематики, интерфейса «человек – машина», систем интеллектуального транспорта, альтернативных источников энергии, силовых установок и приводов. Основные цели – удовольствие от вождения, простота управления, безопасность и охрана окружающей среды. Но нас прежде всего интересовало, как скоро и в каком виде инновационные технологии окажутся в руках потребителей.

«Автоцентр»: Господин Накамура, очень хочется задать «провокационный» вопрос. Многие автопроизводители уже давно говорят о гибридах и автомобилях на топливных элементах, но пока они редко встречаются даже в высокоразвитых странах. А как же тогда обстоит дело с охраной окружающей среды?

Широ Накамура: Да, это важный вопрос для автопроизводителей, особенно в Японии. И его решение не ограничивается, скажем, использованием тех же электромобилей. В рамках курса на мирное сосуществование человека, автомобиля и природы компания Nissan непрерывно контролирует степень воздействия на окружающую среду не только своей продукции, а и коммерческой деятельности. Есть три приоритетных направления: борьба с глобальным потеплением, защита воздуха, воды и почвы, а также вторичная переработка сырья. Для этого предпринимаются решительные шаги на всех стадиях жизненного цикла автомобилей – начиная с проектирования, сборки, логистики, продаж, обслуживания и заканчивая вторичной переработкой. Вы правильно заметили, что новые технологии не принесут пользы окружающей среде, пока не получат широкого распространения на рынке. Поэтому Nissan фокусирует внимание на разработке технологий, которые могут быть незамедлительно использованы в серийных моделях, т. е. предложены самому широкому кругу потребителей по доступной цене.

«АЦ»: Можно ли привести конкретные примеры и какой в результате ожидается эффект?

Ш. Н.: Хорошо, вот несколько примеров. В феврале 2003 года доля новых автомобилей Nissan с бензиновыми двигателями, соответствующими стандарту U-LEV*1 (ультранизкий уровень выброса вредных веществ), достигла 80% всех наших продаж. Специалисты говорят, что по уровню снижения выбросов NOx и CH это равносильно переводу 40% новых машин Nissan на электрическую тягу. А к марту 2006 года 80% продаваемых легковых авто с бензиновыми двигателями должны отвечать еще более жесткому стандарту SU-LEV*2.

Другой пример – компания Nissan непрерывно расширяет применение трансмиссий с вариатором (CVT) на новых линейках моделей. К 2007 году планируем продавать по всему миру 1 миллион автомобилей, оснащенных коробками этого типа, что в четыре раза больше, чем сейчас. Это позволит добиться снижения выбросов углекислого газа (СО2), эквивалентного продаже 200 тысяч машин с гибридными двигателями.

Есть и, как Вы сказали, «традиционные» инновационные модели. Наша компания приступила к научно-исследовательским работам в области топливных элементов (FCV) в 1996 году. С 2003 года в Японии начато ограниченное предоставление в аренду автомобилей X-Trail FCV. Но их повсеместное распространение требует решения ряда проблем, таких как снижение стоимости подобных установок и создание развитой сети заправочных станций. В 2006 году Nissan представит на американском, самом значимом для компании зарубежном рынке, версию популярной модели Altima с гибридной силовой установкой.

«АЦ»: С экономией и экологией все понятно. А как это сочетается с удовольствием от вождения?

Ш. Н.: Хороший вопрос, но и на него есть четкий ответ. Многие привыкли думать об удовольствии от вождения как о чем-то, присущем исключительно спортивным автомобилям. У нас действительно есть богатый опыт создания настоящих спорткаров, динамичных купе и спортседанов: Skyline GT-R, 350Z/Fairlady, Infinity M45/Fuga V8. Но компания Nissan рассматривает понятие «удовольствия от вождения» более широко – ведь не всякая поездка совершается по пустынному горному серпантину. В действительности сегодня вождение – это в первую очередь передвижение по городу, личные и деловые поездки.

Взяв за отправную точку современные реалии, в которых приходится ездить, инженеры Nissan стремятся наделить любой продукт компании способностью доставлять удовольствие от вождения. Наши автомобили выражают эту способность на языке техники, доступном любому, и лучше всего это видно по тому, как они тормозят, управляются и ведут себя в поворотах. Не являются исключением и компактные авто, такие как Micra (March), Note, Tiida (Versa) и Cube, созданные на единой платформе сегмента В, которая используется и партнером по альянсу – компанией Renault. Оснащенные современным бесступенчатым вариатором и высокоэффективными четырехцилиндровыми двигателями, эти автомобили способны доставить удовольствие от вождения даже на невысоких скоростях. Если взглянуть на модели большего размера, то пример Murano показывает, как можно, соединив в одно целое спорткар и SUV, получить авто с полным спектром функциональных возможностей и «начинить» его эмоциональным зарядом. Кстати, на вооружении у Murano – усовершенствованный 3,5-литровый двигатель V6 и система полного привода All mode 4×4 с новейшим бесступенчатым вариатором CVT.

«АЦ»: Значит, все-таки для удовольствия нужен хороший двигатель?

Ш. Н.: Не только. Удовольствия от вождения невозможно добиться одной установкой соответствующих моторов и трансмиссий, крайне важно обеспечить водителю и пассажирам правильную атмосферу в салоне. Концепция компании Nissan «Жить современно», в соответствии с которой проектируются интерьеры автомобилей, является отражением стиля современной жизни, когда человек проводит в машине значительную часть времени. Потому мы особое внимание уделяем подбору материалов отделки и набору внутрисалонных функций.

«АЦ»: А как же внешность? Кстати, все время хотел спросить, почему Nissan поставляет в Европу не такие яркие модели, как в Японию и США?

Ш. Н.: Безусловно, внешность должна соответствовать внутреннему наполнению автомобиля. Хотя на выставках так бывает не всегда. Например, внешность нашего шоу-кара Pivo демонстрирует концепцию компактного городского автомобиля, его поворотная кабина позволяет облегчить управление на тесных парковках, например, женщинам. Но внутри него скрыто столько самых разных инновационных технологий, что их хватило бы не на одну машину: компактная компоновка агрегатов, электропривод всех четырех колес, электронное управление drive-by-wire, компактные литий-ионные аккумуляторы, система кругового обзора, проекционная приборная панель на лобовом стекле, инфракрасный блок управления, новые отделочные материалы. В будущем эти элементы найдут применение на самых разных моделях Nissan.

Теперь о наших линейках для зарубежных рынков. Обычно говорят, что в Японии очень сильны традиции. Но если посмотреть внимательно, то же самое можно сказать и о других странах. Японцы очень любят все новое, необычное, интересное. Поэтому дизайнеры тут работают, так сказать, с размахом. А вот европейцы, как это ни странно, более консервативны. Вот почему нам приходится учитывать вкусы и японских, и американских, и европейских водителей. Над этой задачей трудятся 350 специалистов в семи дизайн-центрах Nissan, два из которых находятся в Европе, а еще два – в Америке. И вы, наверное, обратили внимание, что со временем наши модели заметно меняются, как, впрочем, и вкусы покупателей. Например, Murano теперь предлагается и в Европе, а в будущем начнутся поставки Infiniti в Россию и Украину.

«АЦ»: Наша беседа подходит к завершению. Какое из важных направлений инноваций мы упустили?

Ш. Н.: Я бы хотел еще обратить внимание на программу Nissan «Щит безопасности». Одна из важнейших задач, которую решают наши исследователи и разработчики, – к 2015 году сократить вдвое (по сравнению с 1995 г.) количество смертельных случаев и серьезных травм в авариях с участием автомобилей Nissan. И хотя в 2003 году этот показатель снизился на 22% по сравнению с уровнем 1995 года, с увеличением количества машин растет и количество аварий. Поэтому для дальнейшего сокращения числа летальных случаев и серьезных травм требуются дополнительные усилия. Наша концепция «Автомобиль защищает человека» выделяет в ситуации, ведущей к возникновению ДТП, шесть стадий, для каждой из которых есть свои защитные технологии. Например, непрерывный круговой обзор, предупреждение о пересечении разделительной линии, динамическая стабилизация автомобиля, поэтапная активизация ремней с преднатяжителями, аварийная и послеаварийная защита.

«АЦ»: А как же водитель?

Ш. Н.: Естественно, водитель является ключевым звеном, способным предотвратить столкновение. А это означает, что ему необходимо предоставить точную информацию и такие системы авто, которые бы четко реагировали на его действия. Но если ситуация выходит из-под контроля водителя и столкновение неизбежно, автомобиль «вмешивается сам», помогая снизить степень ущерба и тяжесть травм. Эти системы Nissan планирует внедрить в новых серийных моделях уже в ближайшее время.

 Контакт без контакта

Установленная на передней панели модели Pivo инфракрасная система управления информационно-музыкальным комплексом автомобиля позволяет водителю осуществлять регулировки навигационной и аудиосистемы, не отрывая взгляда от дороги и не пытаясь нащупать органы управления. Эта система представляет собой новый тип интерфейса «человек – машина» с применением фирменной технологии компании Nissan «Magic 4» и инфракрасной камеры. Для выбора одного из четырех пунктов меню необходимо поднести к инфракрасному «коммандеру» соответствующее количество пальцев – например, для выбора третьего пункта меню нужно поднести три пальца. Желаете сделать музыку громче? Просто взмахните рукой.

 Компактность всегда в цене

Применение электродвигателя Nissan Super Motor позволило добиться еще большей экономии места и снижения массы. На каждой оси автомобиля расположено по электромотору, который приводит оба вала этой оси, причем они имеют независимое управление, благодаря чему обеспечивается оптимальное распределение крутящего момента между всеми четырьмя колесами с помощью двух (а не четырех) электродвигателей.

 Связь без механики

Вращающаяся кабина в модели Pivo появилась благодаря применению технологию drive-by-wire, в которой механические соединения заменили электронными сигналами, которые подаются рулевому управлению, тормозной системе, механизму переключения передач. Отсутствие механической связи между шасси и кабиной позволило создать вращающуюся капсулу салона. Технология drive-by-wire предоставила свободу при компоновке автомобиля, поскольку механические связи не накладывают ограничений на схему расположения рулевого управления, тормозной системы и др. Применение этой технологии также позволило снизить массу и количество использованных компонентов.

 Двигатели

Двигатели серий HR (1,5-1,6 л) и MR (1,8-2,0 л) являются новыми рядными четырехцилиндровыми моторами совместной разработки Nissan и Renault и отличаются высокой экономичностью и улучшенной динамичностью. Применение специальных технологий обработки, используемых при изготовлении двигателей спортивных автомобилей, позволило уменьшить шероховатость рабочей поверхности цилиндров на 70%, что минимизирует потери на трение. Благодаря зеркальной полировке рабочих поверхностей подшипников коленвала и распредвалов также были снижены потери на трение. Меньшая толщина стенок рубашки охлаждения улучшила показатели теплообмена.

 Полоса движения

Система предупреждения о пересечении разделительной полосы Lane Departure Prevention (LDP) распознает обозначения этой полосы с помощью мини-камеры, смонтированной позади салонного зеркала. Сигналы с камеры и данные о скорости авто отправляются в микропроцессорный блок, который сравнивает данные и просчитывает как расстояние между автомобилем и разделительной полосой, так и боковую скорость движения в сторону разделительной полосы. Если система «понимает», что машина уходит с полосы, подаются предупреждающие звуковой и световой сигналы. В то же время активируются системы торможения, чтобы помочь авто вернуться на свою полосу движения.

 Управляемые колеса

Система активного управления четырьмя колесами создана для улучшения устойчивости и управляемости автомобиля на высоких скоростях, а также облегчения маневрирования на малых скоростях. Новая система отличается высокой точностью повторения команд водителя и облегчает вращение рулевого колеса, изменяя в зависимости от скорости передаточное отношение в рулевом механизме.

 Водород

В феврале 2005 года компания Nissan объявила о создании новой батареи топливных элементов. Благодаря применению новейшего сепаратора тонкой очистки и компонентов, интегрированных в корпус батареи, удалось существенно уменьшить ее габариты (на 60%) и добиться улучшения характеристик работы, в том числе вдвое увеличить срок службы.

Разработан и новый баллон для хранения водорода высокого давления, которое увеличилось с 35 до 70 Мпа.

Эти разработки позволят значительно повысить практичность автомобилей на топливных элементах, включая увеличение удельного пробега с 350 до 500 км на одной заправке.

 360° – «живая» зона видимости

Система кругового обзора Around View Monitor значительно уменьшает «мертвые зоны видимости», обеспечивая 360-градусный обзор вокруг автомобиля, и выводит изображение на широкоформатный дисплей, расположенный на панели приборов. Видеокамеры на передних стойках передают неискаженное изображение на дисплеи, установленные на внутренней стороне стоек, и те как бы становятся виртуальными окнами. Видеокамеры, стоящие спереди и сзади по бокам автомобиля, передают изображение всего, что происходит снаружи, а инновационная система обработки изображения генерирует образ «с высоты птичьего полета». Монитор кругового обзора установлен на концептах Pivo и Amenio, представленных на стенде компании на Токийском салоне 2005 года.

 Активный навигатор

Для того чтобы сделать вождение более безопасным и комфортным, Nissan планирует использовать достижения телематики и технологий Интеллектуальных транспортных систем (ITS). Например, система CARWINGS предлагает целый ряд полезных возможностей, включая вычисление оптимального маршрута на основании статистических данных, обновление дорожной информации в режиме реального времени, получение прогноза погоды и новостей. Система способна присылать по электронной почте уведомление о месте пребывания водителя, обслуживается операторами для поддержки при поиске пункта назначения, получения ответов на вопросы по работе системы навигации, оказания экстренной технической помощи на дороге и других видов услуг.

Сергей Тарнавский
Фото автора и Nissan Motors