X

Чайка – бабочка – ножницы

Поднимающиеся двери


«Мерседесовские» двери «крыло чайки» недавно отпраздновали
полувековой юбилей. Знаменитым ламбо-дверям, поднимающимся как крылья
бабочки, год назад перевалило за тридцать… Похоже, сегодня появилась
конструкция, которая достойна продолжить историю необычных дверей.

По сегодняшний день
множество тюнинговых фирм предлагали потребителям свои комплекты для оригинальной
навески дверей. Они обеспечивали подъем дверей вверх и при этом почти
все имели похожие недостатки. Чтобы поднять «крыло», как правило, требовались
немалые физические усилия. Попасть в автомобиль зачастую было нелегко
из-за недостаточной высоты проема, а чтобы закрыть за собой дверь, приходилось
привставать. Кроме того, многие устройства при захлопывании не обеспечивали
точного совмещения замков, и те не срабатывали правильно. Ряд проблем
мог бы решить сервопривод, но из-за сложной кинематики двери конструкторам
долго не удавалось обеспечить необходимую точность и надежность.

Возможные варианты

Итак, чтобы попасть в машину, нужно вывести дверь из проема – он достаточно
глубок, поскольку борта авто имеют определенную толщину. Затем нужно убрать
дверь в сторону, чтобы освободить проход для садящегося в автомобиль.

Разработчики оригинальных подъемных устройств раньше стремились создать
такой узел навески, чтобы дверь одновременно двигалась в двух плоскостях:
во-первых, выходила из проема по горизонтали, а во-вторых, освобождала
его, уходя по вертикали. Зачастую это требовало вмешательства в конструкцию
кузова.

Предлагались и многорычажные балансирные конструкции, в которых две операции
открывания (вывод двери из проема и ее удаление в сторону) осуществлялись
последовательно. Но из-за большого количества шарниров они не отличались
удобством и надежностью.

Ножницы с удобствами

В конце прошлого года датская компания Kleemann, которая специализируется
на тюнинге Mercedes, представила новую систему поднимающихся дверей –
они полностью автоматически открываются и закрываются. Работа над данным
проектом заняла год, еще два месяца тестировали опытный образец. Испытания
включали, в том числе, 450 циклов открывания-закрывания в день.

Основное отличие новинки – в принципе действия шарнира, который производитель
назвал двухосным петлевым узлом. После нажатия кнопки дверь сначала отъезжает
от кузова на 80 мм в горизонтальной плоскости вдоль оси гидроцилиндра,
затем поворачивается вокруг нее же на 75 градусов. Из-за этого характерного
движения Kleemann именует конструкцию «дверями ножничного типа».

Открывание занимает 6 секунд, закрывание – 10, все силовые функции исполняет
гидравлика. В багажнике располагается гидравлическая станция, состоящая
из гидронасоса и контрольно-клапанного механизма. Специальные вспомогательные
элементы системы гарантируют правильное закрывание двери. Устанавливается
втягивающее устройство, как на Mercedes S- и CL-Klasse.

По утверждению создателей, при монтаже устройства на серийный Mercedes
силовые элементы кузова не нарушаются. О комплектах для моделей других
марок пока не сообщается, но теоретически никаких препятствий для адаптации
«ножничной» системы к другим автомобилям нет. В Украине такие двери можно
будет установить у авторизованных дилеров Kleemann, обойдется такая переделка
в 23700 евро.

 Монтаж механизма
на SL 50K


Игорь Широкун
Фото Kleemann и «Офф-Роуд Центр»