X

Чем живет «АвтоВАЗ»

После того как альянс Renault–Nissan приобрел 25% акций «АвтоВАЗа» и стал совладельцем российского автогиганта, на заводе начались перемены.

После того как альянс Renault–Nissan приобрел 25% акций «АвтоВАЗа» и стал совладельцем российского автогиганта, на заводе начались перемены.

После того как альянс Renault–Nissan приобрел 25% акций «АвтоВАЗа» и стал совладельцем российского автогиганта, на заводе начались перемены.

Наш визит совпал с историческим для «АвтоВАЗа» событием – снятием с конвейера классики советского автопрома – заднеприводной модели Lada 2107. Ее «донором» была известная «копейка» (ВАЗ-2101), производство которой начали в Тольятти еще в 1970 году. Итак, конструкция 40-летней давности ушла в историю. Хотя не полностью. Сегодня производство этой модели передали по контракту на «Ижмаш», где до последнего времени по лицензии выпускался универсал Lada 2104. Однако и в Ижевске «семерка» просуществует недолго – до прихода ей на смену новой модели «АвтоВАЗа» – Granta. Новинка, пока только в кузове седан, построена на платформе модели Kalina с таким же кузовом и будет выпускаться в трех модификациях – «стандарт», «норма», «люкс», отличающихся уровнем оснащения. Они сменят сразу три морально устаревшие модели «АвтоВАЗа» – 2107, 2115 («Самара») и 2117 (Kalina-седан). Более подробно о Granta мы расскажем в одном из следующих номеров «Автоцентра».

А тем временем на главном конвейере на линии сборки ВАЗ-«классики» началось переоснащение и подготовка к серийному производству новой модели «АвтоВАЗа» – универсала Largus, ранее презентованного как R90. Эта машина – не что иное как Renault Logan MCV, которому провели легкий фейслифтинг, сменили логотипы и усовершенствовали тормозную систему для более жестких и разнообразных условий эксплуатации в разных климатических и географических зонах России. Largus будет выпускаться в трех модификациях – пяти-, семиместный универсал и грузопассажирский фургон. На «АвтоВАЗе» уже собрали первую пилотную партию Largus из 5-ти машин. В сентябре выпустят второй «пилот», а в феврале планируется старт серийного производства нового универсала и выход к середине 2012-го на мощность 3-3,5 тыс. авто в месяц. На этой же линии в следующем году намерены начать сборку одной из моделей Renault–Nissan, а еще через год запустят третью модель с выходом на полную мощность – 60 машин в час.

Еще одна новость: российская Kalina, которую в свое время тщательно готовили к серийному производству, вскоре может стать донором для создания новых моделей Renault и Nissan. У Kalina удачная платформа и жесткий каркас кузова, обеспечивающий высокий уровень пассивной безопасности. Все это заинтересовало партнеров по альянсу.

Для гибкости производства цеха оснащают 925-ю подвесными сварочными полуавтоматами и 514-ю сварочными стендами.

Здесь собирают двигатели ВАЗ, а в будущем будут собирать моторы Renault K4.

В рамках проекта Kalina на «АвтоВАЗе» впервые применена модульная сборка отдельных узлов.

На линии Kalina собирают 526 машин в сутки (без кузова седан).

Производство

Изменения в модельной линейке «АвтоВАЗа» – лишь очевидный внешний результат, доказывающий внутренние перемены на огромном заводе с полным циклом производства. Полный цикл означает, что в Тольятти за «забором» одного автопроизводителя сосредоточено не только сварочное и сборочное производство, но также полноценное прессовое с почти 5-ю тисячами штампов, своя металлургия и изготовление пластмассы. Параллельно строятся два цеха для выпуска новых моделей альянса. Каких именно, пока не разглашается. Наиболее впечатляющим оказался сварочный цех, где одновременно можно будет собирать пять моделей разного класса из модельной линейки альянса. По неофициальным данным, это может быть Nissan Almera Сlassic, Renault Logan и др. Здесь уже устанавливается оборудование для сварки кузовов – 524 сварочных стенда (кондуктора), 925 подвесных полуавтоматов для точечной сварки и 54 аппарата для сварки в среде углекислого газа. Для большей гибкости производства 90% сварочных работ будет производиться сварочными полуавтоматами и только 10% – роботами, отвечающими за самые ответственные операции окончательной сборки кузова. Кузовные детали в этот цех будут поставляться с трех других заводов альянса. С приходом на «АвтоВАЗ» иностранцев появляются новые технологии. Так, вместо ранее применяемой штампованной завальцовки ряда кузовных деталей (филенок дверей, панели капота и т. д.) применят катаную завальцовку. На стыки этих деталей нанесут клей-герметик, который при завальцовке будет полимеризоваться, обеспечивая герметичность. Это исключит проникновение влаги в швы и появление коррозии. Мощность цеха – 60 кузовов в час, он сможет работать в три смены. На заводе внедряется система контроля за качеством «Альянс-Продакшн». Качество повышается также благодаря новым допускам при изготовлении деталей и узлов. Если при производстве кузова ВАЗ-«классики» допуск составлял 1,5 мм, а на кузова моделей Priora и Kalina – 1,0 мм, то в новом сварочном цеху он не будет превышать 0,5 мм.

После покраски сваренного кузова (гамма включает 7 цветов, в зависимости от типа краски кузов покрывается тремя видами грунта) на него будет наноситься слой экологичес­ки чистого воска, что сделает процесс сборки автомобиля более безопасным для людей. Готовятся изменения и в производстве пластмассовых изделий. 2 июня этого года «АвтоВАЗ» и Nissan Motor Company подписали договор о техническом содействии, благодаря которому в течение трех лет на этом производстве будут внедрены технологии и стандарты Nissan.

Одно из интересных ноу-хау – роботизированный пресс Komatsu стоимостью около 20 млн. евро. В мире всего 5 таких прессов. Их особенность – высокая производительность и минимальное время на перенастройку под штамповку другой детали или типа металла. На это требуется 20–30 минут, тогда как для старых прессов – 4,5 часа. Производительность нового стенда – 11,5 детали в минуту, а в перспективе их будет 13. Для снижения шероховатости рабочие поверхности штампов покроют слоем хрома. Это позволит увеличить скорость штамповки. Когда штампуют металл горячей оцинковки (двухсторонней), скорость процесса снижают, так как такой слой цинка тверже стали и по­этому может крошиться.

Справка «АвтоВАЗа»

Площадь завода – более 600 гектаров.
Площадь зданий – более 4 млн. м кв.
Длина конвейерных линий – 300 км.
Длина главного конвейера – 1,5 км.
Количество работников завода – более 70 тыс. человек.
Поставки на конвейер осуществляет около 270 предприятий.

НТЦ

Гордость «АвтоВАЗа» – Научно-технический центр, начавший работать еще в 1986 году. Это действительно уникальный комплекс, в котором автомобиль и все его компоненты появляются сначала виртуально, а затем реализуются в макетах и вживую, проходя в дальнейшем полный цикл испытаний. Помимо аэродинамических труб с аэродинамическими свесами, где можно имитировать движение на скоростях выше 200 км/ч, в НТЦ есть огромное количество других итересных лабораторий. Например, комплекс электромагнитной совместимости, где имитируются грозовые разряды, камера электромагнитных полей для изучения влияния на электронику радиопомех, большая полубезэховая акус­тическая камера для измерения уровня шумов и вибраций. Одна из последних новинок НТЦ – барометрический комплекс, запущенный в 2008 году. В нем испытываются характеристики автомобилей при пониженном давлении – на 26 кПа ниже, чем на улице, что равноценно 2500 м над уровнем моря. Здесь можно регулировать температуру – от минус 40°С до плюс 45°С и имитировать разгон машины до 200 км/ч. Но самым интересным было знакомство с этапами проектирования новой модели Granta. Сначала этот автомобиль построили и опробовали в виртуальном пространстве. Чтобы оценить его дизайн, был создан виртуальный фильм, где новая модель соседствовала в транспортных потоках с моделями-конкурентами.

Самый жесткий режим испытаний – в барокамере. Это имитация подъема в гору груженного авто с прицепом на первой передаче при скорости до 25 кмч.

В камере электромагнитных полей для изучения влияния радиопомех
в диапазоне от 20 МГц до 2 ГГц можно имитировать даже условия космоса.

  

Хотя был проведен лишь легкий фейслифтинг, Largus проверили на аэродинамику.

Планы

Как и у любого современного предприятия, не собирающегося сдавать свои позиции на том или ином рынке, у «АвтоВАЗа» есть собственный план развития на ближайшее десятилетие. До 2020 года с конвейера предприятия будет сходить 20 (включая рестайлинговые) моделей, построенных на четырех платформах. После запуска в серию Granta и Largus на очереди – фейслифтинг Kalina. В конце 2014-го появится новый хэтчбек, а в начале 2016-го – новое поколение Priora. В 2016 году также начнут выпуск новой модели Lada класса C. В 2015–2017 гг. планируется производство моделей под условным названим C-cross и B-cross, а также Renault и Nissan на платформе Kalina. В этот же период должна появиться обновленная «Нива», созданная совместно с GM-AvtoVAZ, которая будет производиться на мощностях GM-AvtoVAZ. Кроме того, в 2014 году на «АвтоВАЗе» начнут собирать мотор Renault К4.

«Занимая» у Renault–Nissan платформу Logan, «АвтоВАЗ», в свою очередь, поделится с альянсом платформой Kalina.

 

Юрий Дацык
Фото автора