X

Что такое ускоренная зарядка для электромобиля и почему так важна ее сертификация

Правильная зарядка и качественное подключение – залог успешной и безопасной эксплуатации электромобиля. Мы пообщались с официальными представителями компаний Renault, BMW и Hyundai в Украине, которые поделились интересной информацией относительно ускоренных зарядок, ссылаясь на собственный опыт

Но для начала стоит сказать, что такое ускоренная зарядка в принципе. Вообще существует три вида чарджеров – обычный (он же – медленный), ускоренный (о котором говорится в этой статье) и быстрый. В первом случае речь идет о стандартных розетках (предел мощностной возможности – 2,5-3 кВт), которые в среднем заряжают электрокар за сутки или больше, во втором – компактных устройствах, способных «заправить» машину за несколько часов (в основном AC 6,6-22 кВт), а в третьем – специальных станциях (DC – 50-120 кВт), которые «дают энергию» за считанные» минуты (известный многим формат – до 80% за 15 мин). Впрочем, последние пока распространены мало.

Если говорить об ускоренной зарядке, среди электромобилистов она известна как АС – от аббревиатуры «alternating current». На практике это означает, что она является чарджером с переменным током (на 3 фазы). Минимальная мощность таких зарядок – 4,6 кВт, максимальная – 43 кВт, однако самые популярные это зарядки диапазона 6,6-22 кВт.

При этом надо понимать, что возможности АС ограничены потенциалом встроенного зарядного устройства EV`а. Так, у Nissan, Leaf, Hyundai Ioniq, BMW i3 это 6,6-7,4 кВт, а у Tesla Model S и Model X, плюс Renault Zoe – 16-22 кВт. Естественно, скорость восполнения запаса хода зависит не только от мощности «девайсов», но и емкости батареи электромобиля. Например, Лиф с опционной 6,6-киловаттной зарядкой и АКБ на 24 кВтч зарядится примерно за 4 ч, тогда как Зои, оснащенная 22-киловаттным устройством и 40-киловатт-часовым аккумулятором, восполнит запас энергии за 2 часа.

Собственно, теперь вы знаете об ускоренных зарядках (почти) все, так что переходим к беседе.

Выбор ускоренной зарядки – опыт Renault, BMW и Hyundai в Украине

Каковы главные требования к ускоренным зарядкам?

Александр Мытнык (далее – А.М.), руководитель электромобильного направления компании Рено Украина: «Главное требование компании Renault – это сертификат ZE Ready относительно стандартов для устройств подзарядки. Речь идет как о самом сертификате, так и об установке зарядки по его правилам. В Европе существует общепринятый сертификат для чарджера EV Ready, но компания пошла дальше и создала более строгий протокол, содержащий дополнительные пункты по безопасности. Без наличия ZE Ready Renault не сотрудничает с поставщиками зарядок».

Александр Митник возле Renault Zoe

Александр Бутенко (далее – А.Б.), специалист по продвижению подразделения электромобилей и гибридов компании АВТ Бавария (официальный импортер автомобилей BMW в Украине): «Все ускоренные зарядки обязательно должны быть сертифицированы. Важно, чтобы устройства и автомобили постоянно обменивались данными. Особенно если мощность зарядки более 3,5 кВт, ведь возможны неприятности (например, перепады напряжения). Ведь электрокару нужно «знать», насколько стабильным является напряжение, какова оптимальная температура проводников и т.д. На сегодняшний день производителей зарядных станций много. И при разработке новых продуктов происходит обмен технической информацией между производителями автомобилей и зарядок».

Виктор Горецкий (далее – В.Г.), заместитель директора автосалона Автоцентр ПАРИТЕТ (официальный дилер Hyundai в Украине): «Лично мы придерживаемся требований, установленных дистрибьютором – официальным представителем компании Hyundai в Украине. Прежде всего, есть определенные рекомендованные технические характеристики для зарядок – их и нужно соблюдать. К тому же, устройства должны иметь соответствующие сертификаты».

Почему эти требования так важны? Каковы риски, связанные с их несоблюдением?

А.М.: «Главная цель таких требований – безопасность человека и имущества. К тому же, у нас можно приобрести не только электромобиль, но и зарядку для него. А устройство без сертификата мы продать не можем, опять же, по причине безопасности клиента. Относительно рисков: как минимум – это неисправная зарядка автомобиля, максимум – потенциально опасное поражение током и возгорание машины либо целого здания».

А.Б.: «Если зарядка не сертифицирована, то, несмотря на комплектующие отличного качества, могут возникнуть проблемы. Так, устройство способно выдавать необходимую оптимальную мощность. Однако если оно не обменивается информацией с машиной, вполне возможны перепады напряжения и, как следствие, повреждения электромобиля. И предохранитель здесь не дает стопроцентной гарантии. Ведь при отсутствии данных электрокар может и дальше принимать ток опасного напряжения – до тех пор, пока не заработает его собственная система защиты».

Александр Бутенко в компании BMW i3

В.Г.: «Требования установлены для комфортного и безопасного использования – речь идет о безопасности людей, а также автомобилей. Несоблюдение этих норм может привести к плачевным последствиям».

Какими зарядками пользуетесь именно вы? По каким критериям выбирали ту или иную марку?

А.М.: « Мы пользуемся зарядками Schneider Electric и KEBA. Выбирали, конечно, с учетом наличия вышеупомянутого сертификата. Кроме того, проверяли, насколько компетентны специалисты компаний-поставщиков самих устройств, а также отслеживали качество их установки. За три года работы зарядки не вызывали вопросов и нареканий – они подключены и работают исправно. Изначально сомнений не было, ведь их протестировали специалисты главного офиса Рено из Франции в рамках масштабной программы проверки зарядных устройств Zoe тур».

Zoe тур во Львове

А.Б.: «Фирменными зарядками BMW, которые соответствуют международным стандартам. Пользуемся ими уже три года. И за это время не было ни единого случая неисправности по гарантии. Кстати, относительно автомобилей та же позитивная история».

В.Г.: «У нас установлены зарядки KEBA. Мы выбирали устройства, исходя не из цены, а из характеристик и надежности. Что касается KEBA – они были уже опробованы в наших условиях, в частности, их активно использует сеть АЗС ОККО. К тому же, такие зарядки были установлены в тренинговом центре украинского представительства Hyundai».

Рассматриваете ли вы как вариант зарядные устройства, сборка которых осуществлялась в Украине? Сертифицированы ли они должным образом?

А.М.: «Когда проводили тендер, рассматривали всех. Основным параметром при выборе было то самое ZE Ready. У наших представителей его не было».

А.Б.: «Рассматривали. Нас удовлетворило качество комплектующих, однако процесс сбора таких зарядок и отсутствие сертификатов вызвали ряд вопросов».

В.Г.: «Рассматривали разные варианты – как украинские, так и зарубежные. Некоторые из них прошли сертификацию, некоторые – нет. Точно не помню».

Означает ли это, что только зарубежные производители предлагают продукцию надлежащего качества?

А.М.: «Многие зарядки отечественной комплектации соответствуют требованиям относительно функционала и техники. Но относительно отсутствия сертификата… Некоторые либо просто не планировали его получать (не было возможности), либо опасались, что не смогут соблюсти стандарты. Это очень сложный процесс: чтобы получить ZE Ready, устройство нужно везти в техническую лабораторию во Франции. И ни одна из украинских компаний этого не сделала. А иначе, возможно, мы бы рассматривали их продукцию».

А.Б.: «Как факт! Например, новая сеть зарядок ДТЭК называется патриотически – STRUM. Это очень качественные, мощные и быстрые сертифицированные зарядки. По названию можно было бы подумать, что они украинского производства, однако на самом деле – зарубежного (фирмы АВВ). Сюда же можно отнести зарядки европейских производителей KEBA, Schneider Electric, Bosch, Philips и др.».

В.Г.: «Трудно ответить на этот вопрос».

Автомобили продаются с зарядными устройствами для розетки. Стоит ли водителям использовать их в качестве основных приборов для зарядки?

А.М.: «В случае с Рено – нет! Для Zoe существует «обычный» кабель, однако он продается опционально и не входит в штатное оснащение. Постоянную зарядку из розетки мы не рекомендуем. Во-первых, это непрактично: ведь пополнение энергией происходит медленно. Во-вторых, это опасно: как правило, с этими кабелями используются розетки, не пригодные для постоянного тока, что может спровоцировать перегрев и короткое замыкание. Мы предлагаем «умную» розетку для своих электрокаров, однако ее нельзя возить с собой где угодно. Это устройство нужно устанавливать стационарно на отдельную от щитка линию».

А.Б.: «90% украинских клиентов БМВ регулярно пользуются зарядкой от розетки, и этого более чем достаточно. В нашем случае ускоренными зарядками пользуются в основном компании-клиенты: фармацевтические фирмы, торговые представительства, банковские учреждения. Им приходится ежедневно проезжать много километров, поэтому здесь есть необходимость в фаст-чарджерах. Пока сотрудник на обеде, авто заряжается, и после того, как будет пополнен запас батареи, машина без проблем может продолжить путь. А вот частные лица пользуются преимущественно домашними зарядками, причем в некоторых случаях раз в два дня. Ведь запаса хода BMW i3 вполне хватает для того, чтобы покрыть среднестатистический ежедневный пробег».

В.Г.: «Думаю, да. Ведь не все владельцы могут установить ускоренную зарядку – особенно это касается жителей многоэтажек. Поэтому очевидно, что для них основным способом подзарядки может быть бытовая сеть».

Ваши общие рекомендации по выбору и установке зарядных устройств.

А.М.: «Если мы говорим об электромобилях Рено, то однозначно нужно выбирать зарядки, утвержденные ZE Ready, к тому же, устанавливать их с помощью специалистов. Это обеспечит качество самих устройств, подключение к отдельной линии, наличие автоматики и заземление. Иначе могут возникнуть риски при эксплуатации».

А.Б.: «Скупой платит дважды! Были случаи, когда люди, уверенные в своих технических знаниях, самостоятельно занимались подключением зарядок. И 60% таких случаев заканчивались сбоями в работе. Дело здесь не в отсутствии соответствующих знаний, а в несоблюдении элементарных правил: например, сделать заземление (встречается в 50% случаев). Поэтому лучше обращаться к специалистам. Ну и, конечно, нужно выбирать качественные и сертифицированные зарядки. Лучше обращать внимание не на цену, а на параметры, влияющие на эффективность и безопасность».

В.Г.: «Проверять качество зарядного устройства (в пределах возможного), технические характеристики и наличие сертификатов. И делать выбор, учитывая собственные потребности».

Читайте также:
Как современный электромобиль ведет себя в воде (видео)