Споры об альтернативных видах топлива создают впечатление, что детища Отто и Дизеля пора отправить на свалку истории. Однако инженеры продолжают совершенствовать традиционные ДВС, потенциал которых еще полностью не раскрыт. Свидетельство тому – разработки инженеров GM Powertrain, представленные на Tech Show в Турине.
Споры об альтернативных видах топлива создают впечатление, что детища Отто и Дизеля пора отправить на свалку истории. Однако инженеры продолжают совершенствовать традиционные ДВС, потенциал которых еще полностью не раскрыт. Свидетельство тому – разработки инженеров GM Powertrain, представленные на Tech Show в Турине.
Споры об альтернативных видах топлива создают впечатление, что детища Отто и Дизеля пора отправить на свалку истории. Однако инженеры продолжают совершенствовать традиционные ДВС, потенциал которых еще полностью не раскрыт. Свидетельство тому – разработки инженеров GM Powertrain, представленные на Tech Show в Турине. |
Оседлать дизель
Главная задача для создателей дизельных моторов – снижение токсичности отработавших газов. Одним из путей ее решения стала установка в каждой из камер сгорания датчика давления в цилиндре. Данные от них поступают в блок управления двигателем, и в соответствии с ними рассчитывается процесс топливоподачи. Первым технологию автоматического контроля за процессами сгорания в дизельном двигателе «примерит» турбированный 2,9-литровый V6 (250 л. с./550 Нм), который появится на конвейере в будущем году на модели Cadillac CTS. По утверждению создателей, компактные размеры позволят устанавливать его под капотом как продольно, так и поперечно. Этот 24-клапанный двигатель с четырьмя распредвалами разработан при участии инженеров итальянской моторостроительной компании VW Motori. Система питания Сommon Rail позволяет получить впрыск под давлением до 2000 бар. Пьезофорсунки обеспечивают до 8 подач топлива за один рабочий цикл. Сажевый фильтр и катализатор способствуют снижению вредных выбросов в атмосферу. Давление наддува регулируется благодаря использованию электронно управляемой турбины с изменяемой геометрией. Максимальный крутящий момент доступен уже при 2000 об/мин.
Турбо + впрыск
Как показала практика, малообъемный турбированный мотор обеспечивает те же характеристики, что и большой атмосферный. Примером тому стал новый 1,4-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель, разработанный инженерами GM. Среди его технических особенностей – интегрированный во впускной коллектор турбонагнетатель, впрыск топлива непосредственно в камеры сгорания, система изменения фаз газораспределения, усиленный блок цилиндров, коленвал и шатуны. Форсунки расположены по центру камеры сгорания и подают топливо под давлением до 200 бар. Каждый из двух распредвалов регулируется независимо от другого. При средней нагрузке впускные клапаны закрываются позже, что позволяет снизить расход топлива. 1,4-литровый турбомотор в зависимости от модификации развивает мощность от 120 до 140 л. с., а крутящий момент составляет от 175 до 200 Нм соответственно. По расчетам инженеров GM, применение передовых конструктивных решений позволит снизить расход топлива на 8% по сравнению с атмосферными моторами той же мощности и обеспечит соответствие эконормам Евро 5. Новые моторы будут выпускаться на заводе GM Powertrain в Австрии и на автомобилях концерна появятся в 2010 году.
Со спиртом по жизни
Постоянно растущие цены на нефть и газ настоятельно требуют внедрения альтернативных видов топлива. Один из популярных и сравнительно экономичных способов решения этой проблемы – использование этилового спирта – биоэтанола, полученного из растительного сырья. В настоящее время большая часть биоэтанола производится из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия). Сырьем для его производства также могут служить различные с/х культуры с большим содержанием крахмала или сахара: картофель, сахарная свекла, ячмень и др. Этанол можно производить в больших количествах из целлюлозы. Кроме того, его источник – различные отходы сельского и лесного хозяйства: солома, древесные опилки и т. п. Сегодня в Европе наиболее популярен биоэтанол Е85 (буква «Е» от английского Еthanol) – смесь 85% этанола и 15% бензина. Среди преимуществ использования этого вида горючего – снижение выбросов СО2 на 40–70%, меньшая (25–30%) по сравнению с бензином стоимость, а также возможность увеличить мощность мотора за счет более высокого октанового числа этилового спирта. Для работы на этаноле автомобильные двигатели оснащают другим ЭБУ с иной программой, а также более термостойкими клапанами и седлами клапанов. Кроме того, вся топливная система модернизирована с учетом использования этанола. Среди европейских брендов, входящих в состав GM, наибольшее количество биоэтаноловых версий предлагает компания Saab.
| |||||||
Зажигание под контролем
Газовая атака
| |