X

Электроника против опытного водителя – в чем сила предикативного круиз-контроля

Сегодня на грузовиках Mercedes-Benz Actros и Arocs устанавливается усовершенствованная система предикативного круиз-контроля Predictive Powertrain Control (PPC), которая позволяет экономить толливо не только на трассах, но и на дорогах местного значения

Грузовики Mercedes-Benz становятся все более экономичными. Например, новый магистральный тягач Actros сегодня расходует топлива на 3% меньше, чем его предшественник, при езде на трассе, и до 5% – на дорогах местного значения. Это достигнуто благодаря оптимизации работы круиз-контроля, трансмиссии и управления двигателем путем модернизации системы PPC (Predictive Powertrain Control).

Как работает эта интеллектуальная система, и насколько она эффективна, расскажет профессор Уве Бааке, руководитель Отдела разработки продуктов Mercedes-Benz Trucks.

В чем основная цель PPC?
Основная цель PPC состоит в том, чтобы грузовик экономил как можно больше топлива, а водитель как можно меньше уставал за рулем. Система автоматически учитывает топографию местности, изменения направления езды и дорожные знаки. Это помогает избежать ненужного торможения, ускорения и переключения передач, что повышает экономичность. Стиль вождения системы PPC зачастую более экономичен, чем у профессионального водителя – даже там, где он действительно хорошо знает маршрут и характеристики грузовика.

Сколько топлива можно сэкономить с помощью PPC?
Интеллектуальная система управления круиз-контролем и трансмиссией экономит в среднем до пяти процентов топлива по сравнению с автомобилями, не оснащенными PPC. В последний раз система была усовершенствована на новом Mercedes-Benz Actros. У нее появилось два преимущества. Во-первых, PPC помогает снизить расход топлива и на дорогах местного значения – от 5% и ниже. Во-вторых, была повышена эффективность системы и на шоссе. Использование только одной этой новой системы означает дополнительное снижение потребления топлива на 1,5%, по сравнению с предыдущей версией PPC.

Откуда PPC получает информацию?
Система «знает» более 95 процентов всех европейских автодорог. Она сводит данные GPS о точном местоположении грузовика с сохраненными цифровыми 3D-картами и таким образом вычисляет тип «электронного горизонта», к которому автоматически адаптируется стиль вождения грузовика. При этом PPC рассчитывает направление и топографию дороги, чтобы заранее спланировать какую передачу и когда включать; она также регулирует скорость с помощью круиз-контроля. В то же время система постоянно использует информацию, поступающую от ассистента контроля расстояния Proximity Control Assist и в случае сокращения дистанции до впереди идущих транспортных средств, вносит соответствующие корректировки в управление трансмиссией, руководствуясь все той же топливной экономичностью.

Каким образом автоматическая коробка передач работает на шоссе?
С помощью ряда интеллектуальных мер PPC снижает расход топлива на шоссе: например, система непрерывно оптимизирует режим Eco Roll автоматической коробки передач, чтобы максимально использовать инерцию транспортного средства. Система не допускает ускорения за счет добавления газа, если грузовик вскоре сможет достичь скорости, установленной круиз-контролем. Кроме того, PPC используют движение по инерции на спусках, автоматически корректируя скорость. Система превышает заданную скорость (верхний гистерезис) круиз-контроля в течение максимум 40 секунд, чтобы позволить грузовику использовать свою инерцию на последующем подъеме.

Кроме того, перед спуском PPC выбирает такую передачу, которая обеспечивает оптимальное использование моторного тормоза, не нагружая рабочие тормоза. Перед подъемом система автоматически принимает решение о необходимости переключения на более низкую передачу. В конце подъема система PPC определяет, имеет ли грузовик достаточную скорость, чтобы заехать на «вершину» . Если это так, то система кратковременно притормаживает грузовик до скорости ниже установленной на круиз-контроле.

Как PPC и Proximity Control помогают в совместной работе?
Благодаря новому ассистенту контроля расстояния Proximity Control Assist система PPC оптимизирует поведение транспортного средства. Она наблюдает за впереди идущим транспортным средством. Это означает, что PPC может оптимально планировать переключения передач и скорость, чтобы использовать инерцию транспортного средства наилучшим образом. В то же время система гарантирует автоматическое замедление грузовика, если впереди идущее транспортное начинает тормозить.

Как работает PPC на дорогах местного значения?
C выходом на рынок нового Mercedes-Benz Actros cистема предикативного круиз-контроля PPC может работать и на дорогах местного значения. Кроме того, система учитывает не только подъемы, спуски и откосы, но и радиус дорожных изгибов, ограничения скорости и правила приоритета на перекрестках. До сих пор было нецелесообразно ездить с круиз-контролем по таким дорогам, так как на них было слишком много ситуаций, требующих вмешательства водителя.

Теперь, благодаря модернизированной PPC, водители получили возможность использовать круиз-контроль и здесь, что реально повышает комфорт вождения, а это не только снижает стресс, но и уменьшает расход топлива до пяти процентов. Благодаря высокоточным картам, PPC “знает” ограничения скорости, которые находятся впереди, а также перекрестки и круговые развязки, а также принимает во внимание знаки остановки и приоритета движения. Даже когда водитель еще не видит все эти вещи, система позволяет транспортному средству вовремя перейти на движение по инерции или корректирует скорость и переключение передач так, чтобы обеспечить максимальную топливную экономичность.

Как водитель узнает о работе PPC?
На новых моделях Actros и Arocs система PPC включается автоматически, как только водитель активировал круиз-контроль или адаптивный круиз-контроль с помощью кнопок, расположенных слева на ступице руля, и грузовик достиг скорости 15 км/ч. В итоге на щитке приборов загорается белый символ PPC. Если система активно берет на себя управление трансмиссией, цвет символа PPC изменяется на зеленый. Кроме того, отображаются графические символы, показывающие о появлении на маршруте поворотов, круговых развязок и перекрестков, а также ограничений скорости.

Как работает PPC?
При включении PPC водитель может воспользоваться меню «Системы» для установки верхнего допуска скорости в диапазоне от 2 до 15 км/ч, в зависимости от выбранного режима движения. Нижний допуск скорости может быть задан в диапазоне от 1 до -10 км/ч. Водитель имеет возможность установить значение скорости при прохождении поворотов – в меню «Настройки круиз-контроля». Здесь также можно задать скорость на перекрестках с привязкой к маршруту, а также скорость с учетом знаков остановки или приоритета движения. Настройки ассистента управления дистанцией Proximity Control Assist также важны для PPC: при запуске двигателя среднее опорное расстояние устанавливается автоматически. Однако водитель может задать расстояние на свое усмотрение (в пределах ПДД), выбрав одно из пяти значений.

Как водитель может отключить PPC?
Система PPC автоматически активируется без подтверждения водителем после включения круиз-контроля. Если водитель не согласен с выбором скорости, сделанным PPC, он может в любой момент отключить систему, например, задействовав тормоз или педаль акселератора. Также водитель получил возможность полной деактивации PPC – в меню «Настройки PPC» на вторичном дисплее мультимедийной системы.

Читайте также:
Первый тест-драйв нового Mercedes-Benz Actros по дорогам (видео)

На какие грузовики можно установить PPC?
Cистема PPC доступна для большинства модификаций новых моделей Mercedes-Benz Actros и Arocs. Последними транспортными средствами, включенными в программу PPC, стали большегрузные автомобили полной массой до 120 т, полноприводные транспортные средства и грузовики с гидравлически подключаемым передним приводом (HAD) или сцеплением с турборетардером (TRC).

Читайте также:
Грузовики и автобусы Mercedes-Benz оснащаются уникальной системой активной безопасности