Изобретаем… колесо

Технологии
Autocentre null
Autocentre
2 дек. 00:00
1

Казалось бы, совершенствовать колесо – нонсенс. Но улучшать характеристики автомобильной шины необходимо и возможно. Этим занимаются даже украинские рационализаторы.

Казалось бы, совершенствовать колесо – нонсенс. Но улучшать характеристики автомобильной шины необходимо и возможно. Этим занимаются даже украинские рационализаторы.

Улучшение сцепных свойств между колесом и дорогой – задачка, над которой думают инженеры крупнейших производителей шин. За весь жизненный цикл в конструкцию покрышек внедрены тысячи ноу-хау, тем не менее до конца эту задачку полностью решить так и не получилось. Даже компьютерная техника уже не в силах максимально оптимизировать свойства шин. Опять «на вес золота» человеческие идеи. Так, в Запорожской области рационализатор Юрий Закускин запатентовал несколько своих идей, решающих некоторые колесные проблемы – зимнюю шину с металлическими «грунтозацепами» и устройство противоскольжения колеса.

Нельзя сказать, что в этих разработках все идеально, есть и недостатки (повышенные шумность и вес колеса с металлическим «грунтозацепом», сложность монтажа «гусеничного» механизма, небольшая скорость передвижения и т. д.), поэтому в таком виде их нереально воплотить в жизнь. Тем не менее, рациональное зерно в таких идеях существует. И вполне может быть, что через несколько лет в очередной шинной новинке мы встретим шипы нового типа, прообразом которых станут разработанные украинским студентом уже знакомые читателям журнала «Автоцентр» полусферические псевдошипы.

Юрий Закускин

Рационализатор

Юрий Закускин

Студент Классического частного университета

 

Замена шипам

В реальности «подковы» имеют значительно меньшие размеры, а их количество намного больше, чем на рисунке. В реальности «подковы» имеют значительно меньшие размеры, а их количество намного больше, чем на рисунке.

В реальности «подковы» имеют значительно меньшие размеры, а их количество намного больше, чем на рисунке.

Работая над идеей создания зимней шины нового типа, изобретатель ставил перед собой несколько задач – увеличение ресурса зимних покрышек, обеспечение высокого коэффициента сцепления с разными типами зимних покрытий. Основной упор был сделан на достойную замену шипов. Так, рабочими элементами зимней шины нового типа (Патент Украины на полезную модель (UA) № 39261 от 25.02.2009 г.) являются металлические «мини-подковы», вмонтированные в протектор и прикрепленные к пластине-основе, размещенной между каркасом и протектором. Торцевая часть «подковы» располагается перпендикулярно дороге, а со стороны плоского торца имеется покатое углубление, обеспечивающее лучший зацеп «шипа» с поверхностью дороги и работающее как кратковременный накопитель для срезанного с дороги льда, снега и грязи. Чтобы эти полусферические псевдошипы работали и при разгоне, и при торможении, их разместили в несколько рядов и направили в разные стороны. Конструкция нового «подкованного» протектора предполагает равномерный износ как резины, так и «шипа», а у последнего, к тому же, в ходе качения колеса попутно заостряется рабочая кромка.

Буксованию – нет!

Вторая идея рационализатора в принципе не нова, но она получила новый механизм реализации.

Целью этого изобретения было создание простого устройства для колеса, которое сможет увеличить площадь пятна контакта колеса с дорожной поверхностью, что, в свою очередь, улучшит проходимость транспортного средства по мягким и рыхлым покрытиям. В результате появилась разработка (Патент Украины на полезную модель (UA) № 39261 от 25.02.2009 г.), в основе которой – гусеница, изготовленная из резины на металлической или текстильной кордовой основе. Этот механизм противоскольжения – прообраз тех гусениц, которые еще при Союзе в другой форме создавали для увеличения площади пятна контакта при движении по рыхлому снегу и песку.

Упрощенная схема гусеничного привода

В целом это устройство имеет следующую конструкцию. Гусеница надевается на ведущее колесо, а в нижней части между колесом и гусеницей с обеих сторон, параллельно друг другу, вставляются блоки распорных валиков, к которым присоединены распорки. К ним приварены ограничительные кольца для упора пружин, которые отвечают за стабильное натяжение гусеницы в случаях, когда колесо транспортного средства находится над дорожной поверхностью или преодолевает препятствия – движение по неровностям дороги. Данное устройство обеспечивает увеличение клиренса автомобиля, улучшение проходимости, уменьшение тормозного пути, отсутствие посторонних шумов и вибраций, которые имеются при использовании цепей противоскольжения. Последние, кстати, также применяются для улучшения проходимости при движении по грязи, песку и рыхлому снегу, но не обеспечивают увеличение площади пятна контакта с дорогой. Резиновая гусеница также не боится езды по асфальту, она работает во всех ситуациях значительно эффективнее, чем цепи и тросы противоскольжения.

Подготовил Юрий Дацык

Загрузка...