X

Изобретаем… колесо

Казалось бы, совершенствовать колесо – нонсенс. Но улучшать характеристики автомобильной шины необходимо и возможно. Этим занимаются даже украинские рационализаторы.

Казалось бы, совершенствовать колесо – нонсенс. Но улучшать характеристики автомобильной шины необходимо и возможно. Этим занимаются даже украинские рационализаторы.

Казалось бы, совершенствовать колесо – нонсенс. Но улучшать характеристики автомобильной шины необходимо и возможно. Этим занимаются даже украинские рационализаторы.

Улучшение сцепных свойств между колесом и дорогой – задачка, над которой думают инженеры крупнейших производителей шин. За весь жизненный цикл в конструкцию покрышек внедрены тысячи ноу-хау, тем не менее до конца эту задачку полностью решить так и не получилось. Даже компьютерная техника уже не в силах максимально оптимизировать свойства шин. Опять «на вес золота» человеческие идеи. Так, в Запорожской области рационализатор Юрий Закускин запатентовал несколько своих идей, решающих некоторые колесные проблемы – зимнюю шину с металлическими «грунтозацепами» и устройство противоскольжения колеса.

Нельзя сказать, что в этих разработках все идеально, есть и недостатки (повышенные шумность и вес колеса с металлическим «грунтозацепом», сложность монтажа «гусеничного» механизма, небольшая скорость передвижения и т. д.), поэтому в таком виде их нереально воплотить в жизнь. Тем не менее, рациональное зерно в таких идеях существует. И вполне может быть, что через несколько лет в очередной шинной новинке мы встретим шипы нового типа, прообразом которых станут разработанные украинским студентом уже знакомые читателям журнала «Автоцентр» полусферические псевдошипы.

Рационализатор

Юрий Закускин

Студент Классического частного университета

 

Замена шипам

В реальности «подковы» имеют значительно меньшие размеры, а их количество намного больше, чем на рисунке.

Работая над идеей создания зимней шины нового типа, изобретатель ставил перед собой несколько задач – увеличение ресурса зимних покрышек, обеспечение высокого коэффициента сцепления с разными типами зимних покрытий. Основной упор был сделан на достойную замену шипов. Так, рабочими элементами зимней шины нового типа (Патент Украины на полезную модель (UA) № 39261 от 25.02.2009 г.) являются металлические «мини-подковы», вмонтированные в протектор и прикрепленные к пластине-основе, размещенной между каркасом и протектором. Торцевая часть «подковы» располагается перпендикулярно дороге, а со стороны плоского торца имеется покатое углубление, обеспечивающее лучший зацеп «шипа» с поверхностью дороги и работающее как кратковременный накопитель для срезанного с дороги льда, снега и грязи. Чтобы эти полусферические псевдошипы работали и при разгоне, и при торможении, их разместили в несколько рядов и направили в разные стороны. Конструкция нового «подкованного» протектора предполагает равномерный износ как резины, так и «шипа», а у последнего, к тому же, в ходе качения колеса попутно заостряется рабочая кромка.

Буксованию – нет!

Вторая идея рационализатора в принципе не нова, но она получила новый механизм реализации.

Целью этого изобретения было создание простого устройства для колеса, которое сможет увеличить площадь пятна контакта колеса с дорожной поверхностью, что, в свою очередь, улучшит проходимость транспортного средства по мягким и рыхлым покрытиям. В результате появилась разработка (Патент Украины на полезную модель (UA) № 39261 от 25.02.2009 г.), в основе которой – гусеница, изготовленная из резины на металлической или текстильной кордовой основе. Этот механизм противоскольжения – прообраз тех гусениц, которые еще при Союзе в другой форме создавали для увеличения площади пятна контакта при движении по рыхлому снегу и песку.

В целом это устройство имеет следующую конструкцию. Гусеница надевается на ведущее колесо, а в нижней части между колесом и гусеницей с обеих сторон, параллельно друг другу, вставляются блоки распорных валиков, к которым присоединены распорки. К ним приварены ограничительные кольца для упора пружин, которые отвечают за стабильное натяжение гусеницы в случаях, когда колесо транспортного средства находится над дорожной поверхностью или преодолевает препятствия – движение по неровностям дороги. Данное устройство обеспечивает увеличение клиренса автомобиля, улучшение проходимости, уменьшение тормозного пути, отсутствие посторонних шумов и вибраций, которые имеются при использовании цепей противоскольжения. Последние, кстати, также применяются для улучшения проходимости при движении по грязи, песку и рыхлому снегу, но не обеспечивают увеличение площади пятна контакта с дорогой. Резиновая гусеница также не боится езды по асфальту, она работает во всех ситуациях значительно эффективнее, чем цепи и тросы противоскольжения.

Подготовил Юрий Дацык