X

Как экономить больше при эксплуатации гибрида

С выходом на украинский рынок моделей с гибридными силовыми установками иногда можно услышать мнение, что эффект экономии на топливе у таких машин минимальный. Мы получили ответ, откуда берутся такие слухи.

Прошло уже три месяца, как в рамках нашего проекта Toyota Hybrid мы изучаем гибридную технологию Toyota во всех ее проявлениях. И конечно же, в первую очередь мы проверили экономический эффект от использования моделей с гибридной силовой установкой. Тестовым автомобилем стал новенький Toyota RAV4 Hybrid, который попал к нам в руки еще до официальной презентации в Украине.

Экостиль

На дисплее щитка приборов можно узнать средний расход топлива «после запуска», «после заправки» и «после обнуления» показаний.

Вместо тахометра на щитке приборов разместился стрелочный прибор, который указывает на режим работы систем гибридного автомобиля.

Как оказалось, езда на автомобиле с гибридной силовой установкой с целью экономии топлива требует изменения стиля вождения. Нужно довести до автоматизма новый алгоритм нажатия на педали газа (акселератора) и тормоза в разных режимах движения, а также научиться прогнозировать ситуации на дороге. Необходимость особого управления моделями с гибридной силовой установкой прописана и в инструкции по эксплуатации авто. Я бы назвал этот стиль не только экономичным, но и безопасным, так как он предполагает, что надо начинать торможение заранее и не увлекаться высокой скоростью.

1. Аккумулятор гибридной системы заряжается при торможении
2. Работает электродвигатель
3. ДВС и электродвигатель работают в оптимальном сочетании
4. ДВС и электродвигатель работают для максимальной мощности

 

 

 

При необходимости скорого замедления для подзарядки АКБ начинайте тормозить заранее и оставайтесь в зоне CHG (зарядка). При этом нужно тормозить плавно, с одинаковой интенсивностью, и так долго, как это возможно. При торможении с более высоким усилием нажатия на педаль тормоза, когда стрелка постоянно находится в верхней части шкалы CHG, АКБ подзаряжается в меньшей степени.

 

Для старта с места с привлечением крутящего момента только электромотора на педаль акселератора (газа) необходимо нажимать плавно и с небольшим усилием, чтобы не запустился ДВС. Как только автомобиль наберет скорость от 15 до 30 км/ч, можно более интенсивно использовать педаль акселератора для запуска ДВС. ДВС потребляет наибольшее количество топлива при старте/начале движения с места.

Во время движения для достижения более высокой скорости необходимо разгоняться более эффективно, чем при старте с места. После быстрого разгона прекратите интенсивно использовать акселератор. Далее при движении следует как можно дольше оставаться в зоне ECO. Набрав желаемую скорость движения, для ее поддержания нужно плавно и мягко управлять акселератором. Длительный разгон, при котором стрелка постоянно находится в нижней части шкалы PWR, является наименее эффективным использованием гибридной силовой установки.

Режимы движения

В нижней части информационного табло щитка приборов высвечивается информация о режиме работы силовой установки.

Надпись «READY» на щитке приборов информирует о том, что двигатель (ДВС) заводится и глохнет самостоятельно.

Помимо экономии с измененным стилем вождения компания Toyota предлагает четыре режима работы силовой установки Toyota RAV4 Hybrid. Один из них – стандартный, по умолчанию, а еще три активируются тремя кнопками в нижней части центральной консоли. В стандартном режиме движения система обеспечивает линейный отклик на нажатие педали газа (50% нажатия – 50% ускорения). В режиме EV автомобиль движется только на электротяге (до скорости 40 км/ч), обеспечивая максимальную экономию топлива. Запаса энергии никель-кадмиевых батарей хватает на дистанцию до 2 км. Интересно и то, что понятие «холостой ход двигателя» у гибридных Toyota отсутствует. Если система управления гибридом (THS) запустила бензиновый двигатель (ДВС), значит либо заряжается батарея, либо прогревается ДВС, либо обогревается салон, либо автомобиль движется. Движение на электротяге может в среднем составлять 1/3 от общего время вождения, причем для этого нет необходимости нажимать кнопку EV! Система автоматически переключается на электродвигатель, когда позволяют условия движения.

В режиме ECO отклик на педаль газа более притупленный, так как при 50% нажатия на акселератор электроника дает только 25% ускорения. Этим обеспечивается максимальная экономия топлива.

В режиме Sport водитель получает максимально острую отзывчивость двигателя на нажатие педали акселератора. Вся силовая установка с трансмиссией при этом нацелена на реализацию пиковых мощностных характеристик.

Режим движения только на электротяге. Нажатием кнопки водитель программирует THS проехать без запуска двигателя максимальное расстояние. Длительность работы зависит от уровня заряда, температуры воздуха, температуры батареи, скорости движения (до 45 км/ч), угла нажатия на акселератор и.т.д. При наличии оптимальных предусловий максимальная длительность поездки составит примерно 2 км. Выход из режима EV происходит самостоятельно.

Тормозная система

Тормозная система моделей с гибридной силовой установкой оборудована гидронасосом и аккумуляторами давления. При этом прямой гидравлической связи между педалью тормоза и тормозными механизмами колес нет. При нажатии на педаль тормоза датчики фиксируют скорость и величину хода педали тормоза. А чтобы при этом водитель не ощущал какого-то дискомфорта из-за различий в нажатии на тормоз с обычными машинами, в гибридах стоит симулятор обратного усилия. В зависимости от характера нажатия на педаль тормоза блок управления определяет соотношение тормозного усилия между регенеративным (торможение электродвигателем, который переключают в режим генератора, подзаряжая батарею) и традиционным (работают тормозные механизмы колес). Т.е. при плавном торможении с небольшим усилием в начале хода педали тормоза срабатывает регенеративная система. Если к педали приложить большее усилие, в работу вступают тормозные механизмы. При экстренных торможениях срабатывает только гидравлическая тормозная система.

Электродвигатель работает в режиме генератора и при накате, и в первой фазе плавного торможения. Во втором случае процесс зарядки батареи проходит более интенсивно.

О том, что при торможении электромотор работает в режиме генератора, можно узнать не только по монитору, но и по звуку.

Фото Toyota и автора