X

Как оценить безопасность и комфорт в общественном транспорте?

Журналисты решили проверить, отвечает ли безопасность и комфорт в общественном транспорте «Правилам оказания услуг пассажирского транспорта».

Судя по календарю, и лето на дворе полноценно вступает в свои права, и Чемпионат Европы по футболу 2012 года набирает обороты. При этом синоптики обещают, что в ближайшие дни температура будет держаться в районе 30 градусов, а стартующая стадия плей-офф означает, что на футбольных полях и на подступах к ним так же будет все жарче и жарче. Но настоящую жару испытывают местные жители и гости столицы не на улице, и не на стадионах, а в общественном транспорте, которым в дни Евро-2012 рекомендуют пользоваться болельщикам, но где царит сущее пекло.

Очень детально исследовали тему журналисты газеты «Сегодня», совершив с термометром в руках изнуряющее путешествие по улицам столицы в автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутках и такси. При этом рекордная температура была зафиксирована в трамвае №3 – «+35 градусов», а таксисты «охлаждали» доплатой за комфорт в виде кондиционера в размере от 10 до 20 гривен (есть, к слову, и расценки в виде 20% от тарифа). Мы же решили пойти несколько дальше, и попытались выяснить наличие «прохлады» в общественном транспорте, которую еще год назад обещали киевские власти – это право пассажиров или все же жест доброй воли власть имущих.

Приказ №427 от 02.07.2010 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 27.07.2010 под №562/17857) «Про утверждение Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов…» статьей 2.3.1 обязывает «оказывать услуги перевозки в соответствии с «Правилами оказания услуг пассажирского транспорта», утвержденных постановлением Кабинета министров от 18.02.97 № 176. А в упомянутых «Правилах» имеется статься 6, в частности гласящая о том, что транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, «должны отвечать требованиям безопасности и комфортности…».

Ну, с безопасностью все более или менее очевидно. А вот, что кроется под термином «комфортность»? По идее, знать четкую трактовку этого понятия должны органы, контролирующие соблюдение «Правил оказания услуг пассажирского транспорта», например, (согласно ст.10) «Держспоживстандарт». Но в Отделе контроля в сфере услуг Госпотребинспекции нам не смогли растолковать, по каким критериям следует оценивать «соблюдение требований комфортности», отметив, что они полагаются в этом вопросе исключительно на субъективные оценки. Зато мы нашли четкие градации комфортности, применительно к автобусному парку, в Приказе Министерства транспорта и связи №285 от 12.04.2007 (зарегистрирован в Минюсте 14.05.2007 г. под №499/13766) «Про утверждение Порядка определения класса комфортности автобусов…».

Как оказалось, автобусы, как и отели, имеют «звездочную» градацию – одна звезда, две, три и четыре. При этом «звездность» автобусов определяется серьезным списком показателей таких, например, как: минимальная высота кресел, диапазон регулирования наклона спинок, количество подлокотников, типом подвески. Есть в этом списке и система климат-контроля, которая для трех- и четырехзвездочных автобусов представляет из себя обдув с возможностью индивидуального регулирования, а для четырехзвездочных автобусов – обязательно также наличие кондиционера. «Хитрость» состоит в том, что решение вопроса о том, автобусы какого уровня комфортности использовать для регулярных городских перевозок, лежит исключительно в экономической плоскости. Закон не обязывает, но, правда, и не исключает возможности выпускать на городские маршруты четырехзвездочные автобусы, а делать это или нет – решать тем, кто считает бюджетные деньги.

Впрочем, есть один момент. Согласно «Порядку определения класса комфортности…» автобусы любой «звездности» должны иметь противосолнечное оборудование – шторы или занавески. Но даже такого простого и дешевого «оборудования» нынче в городских автобусах, увы, трудно найти… Остается, как говорится, ждать с моря прохладной погоды.