X

Как поступят беспилотные автомобили при неминуемых ДТП?

Несмотря на море преимуществ, которые предлагают разработчики беспилотных автомобилей, возникает резонный вопрос – как поведет себя автономное ТС при неминуемом ДТП?

В ближайшей перспективе проблема этики беспилотных автомобилей, оборудованных системой автоматического управления, которая позволяет передвигаться без участия человека, встанет остро, пишет научно-популярный портал Naked Science. Разработчики программируют самоуправляемые автомобили на верный алгоритм действий, учитывая практически все ситуации, которые возможны на дороге. В частности, может получиться так, что ДТП окажется неминуемым, и компьютер не сможет не допустить столкновения. Речь идет о внезапно появившемся перед машиной препятствии, когда снизить скорость просто физически будет невозможно.

Система автоматического управления должна будет определить, в какую сторону свернуть, и, соответственно, в какой объект врезаться: скажем, во внедорожник слева, или, к примеру, в «малолитражку», которая находится справа. Что окажется менее ущербным? С точки зрения физики, если предположить, что салон беспилотника пустой, лучше выбрать крупный объект –  внедорожник, который лучше поглотит энергию столкновения. Это с одной стороны. С другой – в большом автомобиле и число людей может оказаться больше, соответственно, пострадавших – тоже. И вообще, насколько законно врезываться в большие автомобили по умолчанию? Кроме того перед создателями беспилотных машин особо остро встанут морально-этические вопросы.

ФБР называет беспилотные автомобили «машинами для совершения убийств»
К 2030 году беспилотные автомобили будут раскупать, как горячие пирожки
Беспилотные автомобили получили «добро» от ООН
 

Когда за рулем находится человек, в таких ситуациях он действует инстинктивно. Компьютер же рассчитывает траектории и математически оценивает последствия, с целью минимизации ущерба. Однако вопрос здесь в другом – как определить, что менее ущербно? Кого сбивать при неминуемом ДТП: женщину или мужчину, кошку или собаку, мотоциклиста в шлеме или мотоциклиста без него? Причем в последнем случае, если сбивать водителя в шлеме, то носить его станет небезопасно. Никто не будет в них ездить, зная, что в этом случае он может оказаться «под прицелом». В целях решения проблемы морали кто-то может предложить случайный выбор цели. Однако жертв в этом случае будет больше, а это, в свою очередь, не соответствует самой идее создания беспилотных автомобилей, которые выступают в качестве безопасной альтернативы автомобилям, управляемым людьми.

Уважаемые читатели «Автоцентра», в комментариях можете писать, что вы думаете об «этических нормах» беспилотных автомобилей. Имеют ли они право «на жизнь» в частности на украинских дорогах и при отечественном менталитете?