Какие они бывают

Автомобильные навигационные системы распространились настолько, что существуют уже в нескольких ипостасях. Это может быть чисто навигационный прибор, телефон, карманный компьютер или мультимедийная «голова». У каждого варианта свои достоинства и недостатки.

Автомобильные навигационные системы распространились настолько, что существуют уже в нескольких ипостасях. Это может быть чисто навигационный прибор, телефон, карманный компьютер или мультимедийная «голова». У каждого варианта свои достоинства и недостатки.

Автонавигатор от $100

Самый простой (но не всегда самый дешевый) вариант – навигационная система, выполненная как компактный блок с сенсорным дисплеем, на котором высвечиваются все кнопки управления. При помощи кронштейна с присоской крепится к лобовому стеклу или торпедо. Это, конечно, плюс – при монтаже можно обойтись без профессиональных инсталляторов. Однако устройство выглядит легкодоступным для воров, и его приходится забирать с собой или прятать, оставляя машину без присмотра. Управлять прибором, касаясь «нарисованных» на экране кнопок, легко. У большинства моделей – яркий экран с хорошим разрешением и русифицированное меню, не перегруженное лишними пунктами. Все модели осуществляют голосовую подсказку, которая нивелирует недостаток компактных навигаций – экран в 2,2–4,3 дюйма по диагонали. Питаются они от гнезда прикуривателя или от встроенных аккумуляторов, что позволяет в течение 1–3 часов пользоваться системой при движении в пешем порядке. Можно выбрать водостойкую версию. Модели подороже предлагают дополнительные функции трип-компьютера, видео- и аудиоплеера, Bluetooth, переводчика, калькулятора, конвертора валют. Сегодня этот тип навигаторов – один из наиболее полно обеспеченных надежными автомобильными картографическими программами. Их пишет несколько компаний, и у многих свои приоритеты относительно зон покрытия и обновления.

Автомобильные навигации имеют сенсорный экран диагональю 3,5 или 4,3 дюйма. «Штурман» – на кронштейне в доступном месте. На стоянках его приходится прятать.

Автомобильные навигации имеют сенсорный экран диагональю 3,5 или 4,3 дюйма.

«Штурман» – на кронштейне в доступном месте. На стоянках его приходится прятать.

Плюсы

Минусы

  • Простота использования
  • Простота монтажа
  • Автономность
  • Надежные официальные карты
  • Слабая антивандальная защищенность
  • Низкое качество многих карт

Карманный компьютер от $200

Карманный персональный компьютер (КПК) – многофункциональное устройство, для которого навигация – лишь одна из возможностей. Значительную часть новых моделей «наладонников» (Asus, Hewlett Packard, НТС, Mio) производитель комплектует встроенным GPS-модулем, который превращает карманный компьютер в навигатор. Если такого модуля нет, любой «продвинутый юзер» может самостоятельно «апгрейдить» свой КПК, приобретя отдельный GPS-приемник, подключаемый к нему посредством канала Bluetooth или кабеля. Естественно, процесс установки при этом усложняется. В остальном способ размещения устройства и пользование им аналогичны первому типу этих систем. Во многих моделях из-за мелкого изображения на экране для манипуляций с клавиатурой приходится пользоваться палочкой-стилусом. Диагональ дисплея довольно скромна: порядка 2,8–3,7 дюйма. Владельцы таких систем зачастую «качают» бесплатные карты из Интернета, которые, однако, нередко отличаются немалой погрешностью, поскольку построены на базе устаревших военных документов. Лицензионные отечественные карты предоставляют возможность последующего обновления. «Компьютерная» основа навигатора данного типа, с одной стороны, расширяет его возможности, с другой – оказывает пользователю «медвежью услугу»: меню зачастую получается перегруженным. Кроме того, при работе со многими устаревшими и нелицензионными картами компьютеру нужны мощный процессор и большая оперативная память, иначе при движении по городу система может «тормозить». Если GPS-модуль встроенный, КПК можно использовать и вне машины. Если данный модуль отдельный и работает с каналом Bluetooth – можно недалеко отойти от машины.

Карманный персональный компьютер – тот же автомобильный навигатор, но с более широкими функциями и зачастую – с более сложным управлением. Навигатор на базе КПК проще «научить» принимать к сведению пробки при прокладывании маршрута.

Карманный персональный компьютер – тот же автомобильный навигатор, но с более широкими функциями и зачастую – с более сложным управлением.

Навигатор на базе КПК проще «научить» принимать к сведению пробки при прокладывании маршрута.

Плюсы

Минусы

  • Дополнительные функции персонального компьютера
  • Бесплатные карты
  • Во многих случаях более сложны управление и монтаж
  • Слабая антивандальная защищенность
  • Низкое качество многих бесплатных карт
  • Необходимость дополнительной комплектации многих КПК

Штурман – «голова» от $600

Определенную популярность приобретают навигации, являющиеся частью мультимедийных развлекательных комплексов. Обычно это головное устройство видеоаудиосистемы, имеющее функцию навигации. Ею оснащены дорогие модели в линейках многих производителей сaraudio. Они наделены всеми возможностями прочих навигаторов, с той лишь разницей, что они более приспособлены к «общению» с водителем. «Говорят и показывают» они громче и четче, поскольку подключены к динамикам бортовой аудиосистемы и к большому 6-7-дюймовому дисплею – как правило, с высоким разрешением. При этом штурманские задачи ус тройство может выполнять одновременно с развлекательными, параллельно воспроизводя музыку или фильмы с дисков, телефона, флеш-карт, из эфира. Обычно такая навигация состоит из нескольких частей, соединенных проводами, – собственно «головы», блока навигации и GPS-антенны. Поэтому для инсталляции требуются специалисты. Зато систему не придется прятать или уносить с собой каждый раз, когда машина остается на неохраняемой стоянке.

Навигатор в головном устройстве отличается большим экраном (6-7 дюймов), а его антивандальная защищенность надежнее, чем у более мелких собратьев.

Навигатор в головном устройстве отличается большим экраном (6-7 дюймов), а его антивандальная защищенность надежнее, чем у более мелких собратьев.

Плюсы

Минусы

  • Крупные кнопки управления
  • Большая и качественная картинка
  • Качественное воспроизведение подсказок
  • Надежные официальные карты
  • Высокая цена
  • Необходимость инсталляции в автомобиль

В телефоне от $250

Мобильные телефоны высокого класса могут служить портативными навигаторами. Некоторые из них уже «в базе» оснащены GPS-модулем и программным обеспечением.Зачастую дорогие телефоны – смартфоны и коммуникаторы, изначально не оснащенные навигаторскими функциями, могут «научиться» штурманскому делу. Для этого им потребуется дополнительный гаджет – миниатюрный GPS-блок, который связывается с самим телефоном кабелем или по каналу Bluetooth. Кроме того, придется загрузить в их память соответствующую программу и карты местности, чтобы исполнять роль навигатора. Карта отображается на небольшом экране телефона – 2,0–3,0 дюйма по диагонали. Управление осуществляется при помощи телефонной клавиатуры, что также не прибавляет удобства. Кроме «классической» GPS-навигации, абоненты некоторых мобильных операторов (например, «Киевстар») могут получать на телефон через WAP информацию о своем местоположении. Точность позиционирования, особенно вне больших городов, в таком случае не столь высока, как у GPS-навигации, поскольку для привязки к местности вместо спутников используется информация от базовых станций оператора.

Новейшие модели телефонов снабжены сенсорным экраном, что облегчает управление. Навигатор в обычном телефоне всегда под рукой, но маленький экран и мелкие кнопки создают большие неудобства.

Новейшие модели телефонов снабжены сенсорным экраном, что облегчает управление.

Навигатор в обычном телефоне всегда под рукой, но маленький экран и мелкие кнопки создают большие неудобства.

Плюсы

Минусы

  • Компактность
  • Совмещение с телефоном, который всегда с собой
  • Маленький экран
  • Мелкие кнопки (модели без сенсорного экрана)
  • Трудности с использованием
  • Необходимость дооснащения многих моделей GPS-блоком

Штатные от $800

Все больше современных автомо билей уже на конвейере комплектуются штатной навигационной системой, работающей с многофункциональным дисплеем, установленным на торпедо. Функционально штатные штурманы не отличаются от тех, которые выполнены в виде автономных, самостоятельных изделий. Однако «начинку» штатных навигаторов по заказу автопроизводителей изготавливают не те фирмы, которые выпускают портативные системы. Программная основа у них существенно отличается, разнятся и карты. Поэтому работающая штатная навигация в Украине – редкое явление. К счастью, многие производители электроники (как с именем, так и без) предлагают компромиссный вариант – внешние GPS-блоки, способные научить «штурманскому делу» мультимедийные комплексы, установленные в автомобиль его производителем. Это те же навигаторы, только без экрана, но с комплектом согласующих блоков и плат. Эти устройства подключаются к штатным компонентам аудио­систем автомобиля, в т. ч. дисплеям, размер которых достигает 6-7 дюймов. В авто некоторых моделей для «оживления» штатной навигации требуется всего лишь подключить несколько дополнительных штекеров, но обычно не удается обойтись без более сложных действий.

Комплект из GPS-модуля и нескольких адаптеров поможет «оживить» штатную навигацию практически любого автомобиля. Комплект из GPS-модуля и нескольких адаптеров поможет «оживить» штатную навигацию практически любого автомобиля.

Комплект из GPS-модуля и нескольких адаптеров поможет «оживить» штатную навигацию практически любого автомобиля.

Для популярных моделей авто есть мультимедийные «головы» с навигацией и украинской картографией. Кнопки и ручки – как «родные».

Для популярных моделей авто есть мультимедийные «головы» с навигацией и украинской картографией. Кнопки и ручки – как «родные».

Плюсы

Минусы

  • Стилистическое соответствие системы интерьеру
  • Большой экран и удобные органы управления
  • Доступное обновление карт
  • Антивандальная защищенность
  • Необходимость дополнительных модулей для работы в Украине
  • Сложная инсталляция доп. модулей (как правило)

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.