X

Mitsubishi i-MiEV: Где зарядить электромобиль?

С началом продаж Mitsubishi i-MiEV в Украине многих потенциальных покупателей автомобилей на электротяге интересует вопрос, как подзаряжать аккумуляторы машин этого класса.

С началом продаж Mitsubishi i-MiEV в Украине многих потенциальных покупателей автомобилей на электротяге интересует вопрос, как подзаряжать аккумуляторы машин этого класса.

С началом продаж Mitsubishi i-MiEV в Украине многих потенциальных покупателей автомобилей на электротяге интересует вопрос, как подзаряжать аккумуляторы машин этого класса.

Еще до начала массового производства электромобилей было ясно, что для их успешного существования необходимо создание сети зарядных станций. Причем с учетом небольшого запаса хода таких ТС – от 100 до 200 км – «электрозаправок» должно быть больше, чем АЗС для автомобилей с классическими моторами. Исходя из этого, правительства развитых стран совместно с автопроизводителями и энергетическими компаниями занялось созданием новой инфраструктуры зарядных станций. Сегодня многие города Европы, и в первую очередь те, где электромобили начали использовать муниципальные службы, оснащены множеством точек подзарядки. Их можно встретить на городских парковках, в аэропортах, жилых комплексах и даже на улицах, где разрешена стоянка транспортных средств. Имеются они и на автозаправочных станциях.

При этом предлагается два варианта зарядки – обычная, от бытовой сети 220 В, и ускоренная, от специальных зарядных станций, выдающих ток 36 А и напряжение 400 В. Кроме того, есть еще одна технология зарядки АКБ – QuickDrop. Ее суть в замене разряженных батарей заряженными. Данную технологию продвигают в Израиле и Дании. Замену батарей осуществляет роботизированная система.

Несмотря на городскую прописку i-MiEV, его уже успели опробовать и в раллийных соcтязаниях. Так, в этом году пилот Beccy Gordon участвовала на электрокаре в крупнейших международных соревнованиях по подъему на холм Пайкс Пик (Pikes Peak International Hill Climb).

В перспективе электроэнергию для зарядки экомобилей планируют получать альтернативными способами – с помощью ветрогенераторов, солнечных батарей и т. п. Более того, некоторые производители электромобилей разрабатывают специальные парковочные места, оснащенные зарядкой от солнечных батарей.

К тому же множество исследовательских институтов постоянно предлагает новые способы зарядки автомобилей. Один из перспективных вариантов – использование электромагнитной индукции. Для этого в местах остановки электромобилей – на парковках, перекрестках и т. д. в асфальт планируют «закатать» обмотки, через которые пропускается электрический ток. При этом формируемое у остановившегося над ними электромобиля (имеющего свою обмотку) электромагнитное поле обеспечит передачу энергии на аккумуляторы.

Традиционнно на щитке приборов есть индикатор запаса источника энергии. В случае с i-MiEV это остаток энергии АКБ.

Украинские реалии

В Украине пока значительно меньше вариантов зарядки электрокаров. В основном это розетки бытовой электросети. Ими удобно пользоваться владельцам капитальных гаражей и тем, кто живет в собственном доме. Предусмотрена возможность зарядки электромобилей от бытовой сети и в некоторых новых жилищных комплексах, где есть свои паркинги. Здесь еще на этапе строительства установили розетки со счетчиками на 220 В.

Согласно стратегии импортера электромобилей i-MieV, их пока могут приобрести только корпоративные клиенты. Но уже в декабре они будут доступны и частным лицам. Кроме того, не за горами то время, когда в Украину приедут электромобили с увеличенным запасом хода Outlander PHEV, презентованные этой осенью на Парижском автосалоне. Outlander PHEV является первым в мире электромобилем с постоянным полным приводом, который воплощает в себе три главных преимущества: экологичность электромобиля, запас хода, аналогичный автомобилям с двигателями внутреннего сгорания – 880 км (основной двигатель – электрический, ДВС же может подключаться как генератор для подзарядки электрической батареи), а также полноприводные технологии настоящего внедорожника. Электровнедорожник Mitsubishi Outlander PHEV в 2013 году поступит в продажу в Японии, после чего запланировано его появление и в Украине. В связи с этим компанией «Торговый дом – НИКО» сейчас ведутся переговоры с инвестором по поводу установки в следующем году целой сети пунктов для экспресс-зарядки электромобилей. Такие электрозаправки установят в официальных дилерских салонах Mitsubishi Motors и на парковках крупных офисных центров.

Смотри видео:
Тест-драйв Mitsubishi i-MiEV

Тест-драйв в городских условиях Mitsubishi i-MiEV

В октябре при одной из столичных АЗС ОККО открылся первый пункт подзарядки электромобилей, выпускаемый финской компанией Ensto. Зарядное устройство EVT050 укомплектовано двумя розетками, счетчиком электроэнергии и светодиодным индикатором степени зарядки батарей. Что касается инфраструктуры электрозаправок, расположенных по всей стране, то это тоже пока в перспективе. Над ее созданием уже начала работать компания ДТЭК* в рамках сотрудничества с компа­нией «Торговый дом – НИКО». В планах этого проекта – эксплуатация компанией ДТЭК десяти электромобилей Mitsubishi i-MiEV и установка в Киеве и Донецке десяти обычных электроподзарядных станций и одной экспресс-зарядки (станции ускоренной зарядки).

*Частная вертикально-интегрированная энергетическая компания Украины. Создана в 2005 году для управления энергетическим бизнесом группы СКМ.

Другой корпоративный клиент, лизинговая компания ALD Automotive, пополнившая корпоративный парк автомобилей электротранспортом летом этого года, свои два электромобиля i-MiEV заряжает с помощью обычных электроподзарядных станций, установленных на парковках возле киевских офисов компании.

Зарядные станции на парковках уже есть во многих крупных городах развитых стран, а в некоторых случаях плата за подзарядку даже не требуется.

  

Для зарядки от бытовой сети i-MiEV укомплектован преобразователем напряжения со стандартизированными вилками розеток.

Полезный опыт

И хотя у нас пока не развита инфраструктура зарядных станций для электромобилей, по нашему опыту эксплуатации тестового Mitsubishi i-MiEV можно утверждать, что проб­лема зарядки электромобиля не такая уж и тупиковая. Даже те из тест-пилотов «Автоцентра», кто не имеет капитального гаража и дома в частном секторе, всегда были рады взять этот электромобиль на несколько дней. Ведь любое неудобство с зарядкой с лихвой компенсируется возможностью проехать более сотни километров за три гривни с копейками… А зарядить батарею можно, даже используя переноску, которая подключается, например, у консьержки в подъезде жилого дома (по договоренности). Хотя для серьезной популяризации электротранспорта в Украине нужна государственная программа, которая обеспечит строительство сети электрозаправок, а владельцам электромобилей предоставит льготы, компенсирующие затраты на покупку этих недешевых машин.

Юрий Дацык
Фото Mitsubishi