Насосы против зимних капризов

0

Специалисты Nokian Tyres утверждают, что им удалось создать зимнюю шину без шипов, которая цепляется даже за мокрый лед! Как это получается, демонстрировали в Лапландии, где зимой всегда есть и снег, и лед.

Специалисты Nokian Tyres утверждают, что им удалось создать зимнюю шину без шипов, которая цепляется даже за мокрый лед! Как это получается, демонстрировали в Лапландии, где зимой всегда есть и снег, и лед.

Благодаря географическому положению и многолетнему опыту финская компания Nokian Tyres постоянно лидирует среди производителей зимних покрышек для суровых арктических условий, в которых мороз, снег и лед – главные противники на дороге на протяжении всего зимнего сезона. Первая шина – «Рыцарь» Hakkapeliitta* появилась в 1936-м, а сейчас годовой объем их продаж исчисляется уже в миллионах. Со времени дебюта в 1996 году шипованного бестселлера Hakkapeliitta 1 компания сменила уже не одно его поколение и сейчас предлагает на рынке Hakkapeliitta 5 с четырехгранными шипами и дер­жателем «Медвежий коготь».

* Hakkapeliitta – с финского «рыцарь».

Жесткая конкуренция среди шинников, подстегиваемая изменениями в климате и ограничениями на использование шипов, заставляет финнов активно работать и над так называемыми фрикционными, т. е. нешипованными зимними покрышками.

Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил. Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил.

Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил.

 

Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил. Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил. Ламели-насосы «собирают» воду в месте контакта с дорогой, а затем выбрасывают ее под действием центробежных сил.

Сегодня Nokian Tyres предла­гает скоростные фрикционные шины для мягкой европейской зимы Hakkapeliitta WR G2 (240 и 270 км/ч) и специальные арк­тические шины для суровых зимних условий – Hakkapeliitta RSi (170 км/ч). Учитывая капризы зимней погоды даже на севере Лапландии, конструкторы Nokian решили существенно улучшить возможности арктических шин в период­ оттепели – т. е. на сухом и мокром асфальте, а также на тающей ледяной корке. Так появилась главная премьера этого сезона – новая фрикционная покрышка Nokian Hakkapeliitta R, на презентации которой нам удалось побывать за Полярным кругом в феврале.

 

Щедрая добавка

Как в шутку заметил Антти-Юсси Тяхтинен, шеф маркетинга Nokian Tyres, поиск имени оказался одной из самых сложных задач проекта. В результате из названия предшественницы RSi удалили обозначение силики «Si», которой теперь уже никого не удивить, и оставили только индекс скорости R, соответствующий 170 км/ч. В итоге получилась Hakkapeliitta R. Впрочем, состав протектора «эрки» по-прежнему остается предметом гордости финнов. Несмотря на дороговизну, они добавляют в состав протекторного слоя до 80% силики, чтобы добиться высоких зимних кондиций, а также используют ее в сочетании не с синтетикой, а с натуральным рапсовым маслом, так как забота об экологии – очень важный фактор для Nokian Tyres.

Характеристики шин

Насосная станция

Руководитель отдела развития Теппо Хуовило признался, что в новинке Hakkapeliitta R реализованы десятки ноу-хау. Но главное изобретение, на которое даже получен патент, – это ламели-насосы с полостями особой формы, похожими на грушу. В зоне качения они втягивают воду, подсушивают пятно контакта и позволяют протектору лучше цепляться за покрытие. Потом по ходу вращения колеса вода выбрасывается под действием центробежных сил. Таких ламелей-насосов в протекторе около 800. Эта «насосная станция» наиболее эффективна для так называемого черного льда – во время оттепели гладкая поверх­ность льда тает, и он покрывается тонкой водяной пленкой, которая служит идеальной смазкой и резко снижает и без того плохие сцепные свойства. Уникальная способность шины бороться с таким явлением отмечена специальной маркировкой «Black Ice Sipe» на ее боковине.

Ограничения на использование шипов и капризы погоды заставляют шинников постоянно модернизировать протектор, наделяя его все новыми и новыми функциями.

Другие секреты

Как ни странно, зимние нешипованные шины в принципе имеют меньшее сопротивление качению, чем летние! Дело в том, что основной его «источник» – потери энергии, возникающие в процессе циклических деформаций шины. Благодаря ламелям и более мягкому составу резиновой смеси у фрикционных зимних по­крышек они меньше. Но разработчики Hakkapeliitta R заявляют, что среди зимних шин, выпущенных в Скандинавии, «эрка» имеет самое низкое сопротивление качению – для автомобиля С-класса со средним расходом 8,5 л такая покрышка экономит около 0,5 л на 100 км.

Еще нам удалось узнать, что в ходе проекта долго экспериментировали, выбирая рисунок протектора – симметричный или асимметричный. Победила симметрия. У такого протектора лучше управляемость на глубоком снегу. Кстати, финны в этот раз много внимания уделили показателям управляемости и стабильности поведения, которые в придирчивых сравнительных тестах у Nokian не всегда были на высоте.

Благодаря мягкому протектору, разрезанному ламелями, потери на деформацию фрикционной зимней шины меньше, чем у летней и всесезон­ой. Низкое сопротивление качению маркируется «Ultra Low Rolling Resistance». Специально спроектированная для внедорожников модификация Hakkapeliitta R SUV отличается не только индексом нагрузки, но и конструкцией.

Благодаря мягкому протектору, разрезанному ламелями, потери на деформацию фрикционной зимней шины меньше, чем у летней и всесезон­ой. Низкое сопротивление качению маркируется «Ultra Low Rolling Resistance».

Специально спроектированная для внедорожников модификация Hakkapeliitta R SUV отличается не только индексом нагрузки, но и конструкцией.

«Эрка» имеет широкую центральную зону с направленным стреловидным рисунком протектора, отвечающим за качество руления. Протектор сделан из трех слоев, на среднем есть выступ именно в этой зоне. Кроме того, боковые «лепестки» в центральной зоне вместе со своими ламелями развернуты на 20 градусов к плоскости симметрии шины, что улучшает четкость подруливания и сцепление при движении по дуге на скользком покрытии.

«Болезнь» зимних шин – повышенный шум – тоже попытались взять под контроль. Шашки в плечевой зоне сделали разных размеров, и чередуются они особым образом справа и слева, чтобы не барабанить в унисон!

Наиболее важные инновации

Специально для джиперов

Наблюдая за быстро растущим парком внедорожников и SUV, в Nokian Tyres решили подготовить специальную модификацию Hakkapeliitta R SUV. Линейка таких шин имеет аналогичный рисунок протектора и размерность от R16 до R20, но отличается повышенными индексами нагрузки – более 100. Кроме того, в конструкцию внесены изменения, учитывающие значительно больший вес внедорожников и более суровые дорожные условия их эксплуатации. Протектор у R SUV жестче, особенно в плечевой зоне, он имеет другой состав смеси и два, а не три слоя, как у легковых моделей. Кроме того, блоки центральной и плечевой зон соединены мостиками-перемычками для повышения поперечной стабильности шины. Особый состав резины использован и для боковины, которая в условиях бездорожья подвергается большим нагрузкам.

Зимние шины делают управление автомобилем на снегу и льду более уверенным и прогнозируемым, но это не значит, что водитель может безнаказанно превышать безопасную скорость.

Проверка на дорогах

Нужно признать, что полномасштабные испытания за несколько часов короткого заполярного дня провести нереально. После презентации у нас была возможность опробовать только основные козыри новой шины. К чести создателей, их слова не расходились с делом. Участники теста один за другим признавали: Hakkapeliitta R обеспечивает уверенный разгон и отличные тормозные свойства, причем не только на снегу, но и на льду. Правда, оттепели не было (-7°С днем и -11°С ночью), поэтому ламели-насосы проверить в деле не удалось.

Оставаясь экспертом арктической зимы, Hakkapeliitta R смело вступает в бой с тающим льдом, мокрым и сухим асфальтом.

Оставаясь экспертом арктической зимы, Hakkapeliitta R смело вступает в бой с тающим льдом, мокрым и сухим асфальтом.

На полигоне еще раз довелось убедиться в коварстве ледяного покрытия. Если шины позволяют уверенно стартовать и тормозить, это провоцирует повысить скорость. Но в поперечном направлении по­крышка сдается быстрее: стоит немного увлечься – и придется вытаскивать машину из сугробов! Но если ехать с разумной скоростью, то в поворотах шины очень стабильно держат траекторию, а небольшую переставку позволяют выполнить даже на чистом льду.

Короче говоря, мы еще раз убедились, что зимние шины в соответствующий сезон нужно ставить на все автомобили – с передним, задним или даже полным приводом. Но не стоит забывать важнейшее правило: какими бы выдающимися ни были возможности зимних покрышек, они не могут отменить законов физики и предсказуемо работают только до потери сцепления с дорогой. Поэтому к зимним капризам должен быть готов и водитель!

Сергей Тарнавский
Фото автора и Nokian Tyres

Киев – Ивало – Киев

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.