X

Не теряйте головы

Уникальные технологии пассивной безопасности в автоспорте.

Уникальные технологии пассивной безопасности в автоспорте.

Постоянное ужесточение норм безопасности в автоспорте приносит свои плоды – подтверждением тому служит, например, благополучный исход жуткой аварии Роберта Кубицы на Гран-при Канады. Одной из важнейших новинок последнего десятилетия можно назвать систему защиты головы и шеи гонщика – HANS (Head And Neck protection System).

Когда весь мир, затаив дыхание, следил за разорванным в клочья болидом поляка, наверняка не только в моей памяти всплыли кадры гибели Айртона Сенны: он точно так же долго и неподвижно сидел в разрушенном «Уильямсе», а зрители, приникшие к телеэкранам, молили бразильца хотя бы пошевелиться. Увы… По одной из версий, после лобового столкновения с бетонной стеной рычаг передней подвески пробил забрало шлема Сенны и вошел в височную область головы. По другой – пилот был мертв уже в момент столкновения: удара о стену на скорости 240 км/ч не выдержали шейные позвонки… Так или иначе, для FIA та авария послужила сигналом к очередному усилению мер пассивной безопасности. Многочисленные краш-тесты, «воротник» кокпита, новые стандарты прочности для шлемов, пристегнутые страховочными тросами колеса и особенно система HANS выполнили свою миссию – Кубица отделался лишь незабываемыми воспоминаниями и растяжением лодыжки, хотя в момент контакта с барьером испытал перегрузку в 75g. Айртона мы потеряли из-за куда менее тяжелого удара…

Слабое звено

История системы HANS началась в 80-е с простой беседы за рождественской индюшкой. Американский пилот средней руки Джим Даунинг поделился соображениями по поводу травматичности автогонок со своим деверем, Робертом Хоббардом, доктором медицинских наук и профессором биомеханики Мичиганского университета. Оба сошлись на том, что после введения множества систем пассивной безопасности в автогонках наметилась новая тенденция: список причин летальных исходов при авариях возглавили повреждения черепа и переломы шеи, возникающие в результате высоких перегрузок. И действительно, пилот, одетый-обутый в огнеупорную амуницию и суперпрочный композитный шлем, все чаще получал увечья из-за абсолютно незащищенной шеи, которая, в отличие от зафиксированного ремнями тела, при фронтальных столкновениях страдает от сильнейшего инерционного кивка головой.

Разумеется, все опыты Даунинг и Хоббарт проводили на себе. Они исходили из того, что голова 64-килограммового пилота весит примерно 5 кг плюс около 1200 граммов добавляет интегральный шлем Bell. При продольном ударе – например, лобовом столкновении с тем же отбойником, – голова продолжает движение вперед и, испытывает огромное отрицательное ускорение. Защищенная шлемом, она, даже ударившись о руль, может и не получить серьезных травм, а вот шейные позвонки такой перегрузки просто не выдержат.

Опять-таки, оба собеседника-экспериментатора пришли к тому, что решение проблемы лежит на поверхности: необходимо просто оградить шею от таких кивков, зафиксировав ее. Но как? Жестко нельзя – ведь гонщик должен иметь возможность свободно смотреть в зеркала заднего вида, к тому же, если остановить голову слишком быстро и резко, то глаза буквально вылезут из орбит. Решение было найдено простое и элегантное…

Все гениальное…

Конструктивно система HANS представляет собой самое настоящее ярмо из углепластика (0,7 кг), которое пилот добровольно взваливает на свои плечи и фиксирует дополнительными ремнями безопасности. Задник «ханса» выполнен в форме воротника, к которому крепится пара ремешков, пристегивающихся к шлему с обеих сторон. И все! Демпфирующая прокладка в шлеме надежно фиксирует голову и при отрицательном ускорении передает нагрузку непосредственно на HANS, а через него – на плечевые ремни, практически полностью в обход шеи. Эксперты из General Motors, c которыми Хоббард сотрудничал при создании и доводке системы HANS, произвели компьютерное моделирование большинства аварий 80–90-х гг., закончившихся гибелью гонщиков, и пришли к выводу, что при использовании «системы поддержки шеи и головы» в 70% случаев трагедии удалось бы избежать.

Профессор начал продавать свою «систему защиты головы и шеи» еще в начале 90-х, после успешных ее испытаний пилотами-добровольцами из серий CART, IRL, NASCAR, DTM и ITC. Тем не менее, международная федерация всерьез «взялась» за HANS только после аварии Мики Хаккинена в 1995 году в Австралии. Тогда его McLaren MP4-10 из-за прокола на огромной скорости врезался в барьер ограждения. Финн ударился головой о руль и несколько дней пролежал в коме. По поручению FIA Хоббард в сотрудничестве с McLaren и Mercedes (который, кстати, тогда разрабатывал для Ф-1 подушку безопасности) привел свою систему в соответствие с особенностями конструкции формульных болидов. И хотя презентация их общего детища состоялась 9 апреля 2000 года, из-за многочисленных жалоб пилотов на неудобство пользования «хансом» его в обязательном порядке начали применять в королевских автогонках только с 2003-го. А начиная с 1 января 2009 года система HANS станет обязательной к использованию во всех соревнованиях под эгидой FIA, в том числе и на территории Украины.

Чем это грозит нам?

Пока ничем: непременным атрибутом «хомут» будет только для участников международных гонок, например «Ралли Ялта». Но наши гонщики наверняка просто не заявятся в международный зачет, ограничившись национальным…

А вот приобрести шлемы со специальными креплениями и саму систему в нашей стране уже можно. Причем не обязательно покупать новый шлем, который стоит примерно столько же, сколько и сам HANS: начиная с 2005 года производители амуниции (например, очень популярных у нас марок OMP, Peltor, Sparco, Stilo) выпускают модели с заготовками для установки креплений ремешков. Стоимость клипс, к которым крепятся ремешки, – 60 евро за комплект. Такие «переходники» в среднем на 100–150 евро дешевле «хансосодержащих» моделей. Правда, пока наши продавцы не прошли соответствующие тренинг-обучение. Из ближайших к нам фирм имеют лицензию на переоборудование шлемов (с правом замены их омологации) и занесены в соответствующий реестр FIA российская АСТ и несколько польских дилеров. Сама система, в зависимости от размера и угла наклона спинки кресла (10, 20 и 30 градусов), стоит в Украине 900-1000 евро. Но она того действительно стоит – спросите у Роберта Кубицы.

 Мнение  

Валерий Горбань
Пилот команды MacCoffee Rally Team

В Европе «ханс» давно стал привычным – пилоты начали им пользоваться задолго до каких- либо директив свыше. Я впервые надел его на одном из этапов серии многочасовых гонок VLN. Конечно, сначала было непривычно: ведь в отличие от ремней, которые упираются в грудь, «ханс» давит на плечи. Но через две-три гонки настолько привык, что теперь пользуюсь этой системой и в ралли – все-таки безопасность превыше всего.

 Мнение  

Юрий Протасов
Пилот команды Ace Racing

Как только система появилась в продаже, мы тут же ее приобрели – автогонки есть автогонки, без риска здесь не обойтись. Купили даже специальное кресло, но никакой разницы я не почувствовал. Пока украинцев, которые пользуются «хансами», можно пересчитать по пальцам: я, мой штурман Александр Горбик, Валерий Горбань, Адриан Афтаназив. Но после аварий, в которые попали на «Трембите» Владимир Петренко и Руслан Кучер, уверен, что украинских гонщиков, использующих эту систему, станет больше.

Сергей Суховский
Фото автора и McLaren, рисунки Mercedes и FIA