X

Новые технологии компании Bosch: будни прогресса

Один раз в два года компания Bosch показывает автожурналистам свои перспективные разработки и достижения.

Пока еще большинство этих ноу-хау является собственностью разработчика, которая обкатывается на опытных прототипах, и все же рано или поздно такие узлы и сис­темы можно будет встретить на серийных автомобилях самых разных марок. Однако все они будут соответствовать тем направлениям, в которых развивается сегодня автомобильный транспорт.

Прежде всего это дальнейшая эволюция традиционных силовых агрегатов с двигателем внутреннего сгорания, у которых (в первую очередь это касается дизельных моторов), как считает компания Bosch, не будет конкурентов в малом и среднем классах автомобилей как минимум до 2020 года. Второй вектор развития обозначен разработчиками Bosch как электрификация – начиная от повышения эффективности традиционных машин (прежде всего более крупных классов) при помощи вспомогательных электроприводов и заканчивая стопроцентными электромобилями. Третье направление – это совершенствование, а также создание новых систем безопасности и помощи водителю, вплоть до полностью роботизированного управления с автопилотом, приводящим автомобиль к конечной точке на­значения. Многие системы, которые мы могли наблюдать на ­полигоне Bosch Test Center Boxberg сегодня, предназначены именно для полностью автономного ­тран­спорта.

Ускоритель

Стремясь продлить золотой век двигателей внут­реннего сгорания, эксперты Bosch придумали очередной  способ сэкономить пару процентов топлива. Попутно они дали автомобилю возможность мощного кратковременного ускорения. Система BRS (Boost Recuperation System – система форсировки и рекуперации) преобразовывает энергию торможения в элект­рическую и затем использует ее для помощи ДВС при разгоне. Рекуперирует кинетическую энергию торможения  48-вольтовый мотор-генератор, заменивший стандартный генератор автомобиля и соединенный с коленвалом ДВС высокопрочным поликлиновым ремнем. При движении автомобиля накатом или во время притормаживания мотор-генератор работает в генерирующем режиме, рекуперируя энергию наката (инерции) автомобиля: выработанные им киловатты заряжают небольшую литий-ионную батарею (0,260 кВт/ч). Когда водитель нажимает на педаль газа, BRS переводит мотор-генератор в тяговый режим, обеспечивая 10-киловаттную прибавку мощности (момент передается на коленвал двигателя через тот же ремень). При полностью заряженной батарее BRS сможет делать это до 10–12 раз подряд. В свою очередь, заряжается батарея также после 10–12 замедлений. Система экономит топливо (порядка 15 %) и сокращает выбросы двуокиси углерода (СО2). Интересно, что электрический мотор-генератор системы BRS, помимо прочего, служит стартером – он каждый раз запускает ДВС при срабатывании системы экономии топлива Stop-Start. Запуск бензинового мотора от  такого электрического мотор-генератора более комфортный. На серийных автомобилях система Boost Recuperation System будет применяться пос­ле 2017 года.

Электронное сцепление

К приводу сцепления МКП пристроили электропривод, управляемый электроникой. Он помогает водителю соединять и разъединять ДВС и трансмиссию. Педаль сцепления осталась на месте, водитель нажимает ее в тех же случаях, что и в обычном авто с МКП. Но независимо от его мастерства электроника обеспечивает смыкание дисков с оптимальным для тех или иных условий алгоритмом. При старте с места в городских условиях E-Clutch частично заменяет АКП, избавляя водителя от необходимости при каждом трогании на перекрестке включать передачу и согласованно действовать педалями. Если авто стоит у светофора или в пробке при включенной первой передаче, E-Clutch заглушит мотор. Педаль сцепления можно отпустить и ждать возможности продолжить движение. Машина поедет сама, едва водитель отпустит педаль тормоза: запустится двигатель, сомкнутся диски сцепления. Экономия топлива составит порядка 5% за счет оптимизации процесса трогания с места, режима Stop-Start и автоматического выключения сцепления при отсутствии крутящего момента на колесах – в движении накатом.

Без людей

Укомплектованный компонентами Bosch автомобиль, который может обходиться без водителя, уже прошел в Боксберге стадию полигонных испытаний и теперь обкатывается на дорогах общего пользования. Автоматика управления автомобилем уже сегодня могла бы обходиться без человека – двигатель, трансмиссия, рулевое, тормоза, подвеска уже сегодня способны исполнять команды электронного мозга-процессора. Нерешенным до конца остается вопрос восприятия и обработки окружающий дорожной обстановки. Прежде всего, автопилоту нужны надежные датчики кругового обзора, гарантирующие, что не пропустят ни один важный для безопасного движения объект. Речь идет о работающих на разных частотах радарах, ультразвуковых датчиках (наподобие привычных сенсоров парктроников), камерах, идентифицирующих объекты. Такие уже разработаны специалистами компании и сейчас продолжается процесс их совершенствования. Комплектующие для такого полностью «самостоятельного» автомобиля Bosch собирается запустить в серийное производство к 2020 году.

Фото автора и Bosch