X

Первый V8 для BMW M3

В условиях постоянного ужесточения экологических норм сохранить такой важный критерий, как удовольствие от вождения, становится все труднее. Тем не менее, для инженеров компании BMW это не стало препятствием. В марте в Мюнхене состоялась презентация мотора V8, разработанного для нового BMW M3.

В условиях постоянного ужесточения экологических норм сохранить такой важный критерий, как удовольствие от вождения, становится все труднее. Тем не менее, для инженеров компании BMW это не стало препятствием. В марте в Мюнхене состоялась презентация мотора V8, разработанного для нового BMW M3.

В условиях постоянного ужесточения экологических норм сохранить такой важный критерий, как удовольствие от вождения, становится все труднее. Тем не менее, для инженеров компании BMW это не стало препятствием. В марте в Мюнхене состоялась презентация мотора V8, разработанного для нового BMW M3.

Четыре года назад компания BMW определила стратегию создания новых автомобилей, названную ею EfficientDynamics. С английского это наиболее корректно переводится как рациональная динамика, а проще – умение совместить приятное (высокую динамику) с полезным (экологичностью и экономичностью). Баварские инженеры решают эту задачу в комплексе, уделяя внимание всем составляющим. Это отчетливо видно на «заряженных» моторах, особенно на новом V8 для BMW M3.

При создании этого агрегата использовался опыт разработки двигателя для болида Формулы-1 нынешнего сезона. В результате с каждого литра рабочего объема удалось снять 105 л. с. При объеме 3999 см куб. мотор развивает 420 л. с. Крутящий момент достигает 400 Нм уже при 3900 об/мин и держится около границы практически до 6000 об/мин. Причем 85% (340 Нм) и более момента доступны в очень широком диапазоне оборотов – от 2000 об/мин и до отсечки (8300 об/мин). Что же позволило получить такие характеристики? Вот всего лишь некоторые особенности.

«Легкий» выпуск

Паук выпускного коллектора сделан с использованием технологии гидроформинга из бесшовных труб из нержавеющей стали под давлением 800 бар. Такое давление позволило получить сверхтонкие стенки (всего 0,65-1,00 мм). В результате удалось заметно снизить вес этой детали, сделать более точную геометрию выпускного коллектора, обеспечить постоянство площади поперечного сечения по всей длине труб, в том числе и в местах изгибов. А чтобы спортивные настройки мотора не беспокоили экологов, в выпускной системе применили четыре каталитических нейтрализатора, добившись соответствия европейским экологическим нормам Евро 4 и американским LEV 2. Два из четырех катализаторов индивидуально «обслуживают» по два цилиндра, располагаясь в непосредственной близости к ним. Такая схема позволила ускорить их выход на рабочую температуру и в целом снизить сопротивление выпускной системы. Другие два катализатора установлены последовательно перед глушителем.

Суперинтеллект

Электронный «мозг» двигателя с тремя 32-битовыми чипами заслуживает особого внимания. Данный ЭБУ MSS60 способен ежесекундно выполнять 500 миллионов операций, обрабатывать сигналы 50 датчиков и при этом руководить процессом топливоподачи и воспламенения в каждом цилиндре индивидуально. Это позволяет более точно контролировать процессы в цилиндрах, обеспечивая полноту и своевременность сгорания топлива. Кроме того, всемогущий ЭБУ тесно сотрудничает с системами активной безопасности, а также механизмами управления трансмиссией.

Точный впуск

Среди главных особенностей данного мотора – фирменная система регулировки фаз газораспределения double-VANOS (1). Каждый цилиндр имеет собственную воздушную заслонку (2), управляемую электроникой, причем заслонки расположены максимально близко к впускным клапанам. Длина и диаметр впускных патрубков рассчитаны таким образом, чтобы создавать дополнительное резонансное увеличение давления на впуске. Для минимизации веса патрубки и впускной коллектор изготовлены из композитных материалов с 30-процентным содержанием стекловолокна.

Ионы на службе

Среди передовых технических решений, используемых в новом баварском моторе, есть технология ионного потока, которая реализована для выявления детонационного сгорания топлива и перебоев в зажигании. Суть этой технологии в том, что при сгорании из-за высоких температур и химических процессов происходит ионизация газов, и смесь начинает проводить электричество. Контролируя уровень ионизации, электроника очень точно оценивает процессы, происходящие в цилиндрах.

V8 легче, чем R6

Конструкция двигателя подчинена идее минимизации массы. За счет широкого использования легких сплавов удалось добиться феноменального результата – V8 весит всего 202 кг, т. е. на 15 кг меньше, чем рядная «шестерка» (R6), которая устанавливалась на прежний BMW М3. Блок цилиндров (1) нового 8-цилиндрового мотора производится на заводе легких сплавов в Лэндшате, пригороде Мюнхена, где также отливаются блоки для двигателей Формулы-1. Он изготовлен из специального алюминиево-кремниевого сплава, в котором традиционные чугунные гильзы цилиндров сменили высокопрочными керамическими. Сравнительно короткий коленчатый вал из высокопрочной стали весит всего 20 кг (2).

Смазка без перебоев

Систему смазки вооружили двумя насосами. Этот механизм оптимизирован с учетом динамических нагрузок, т. е. перемещения смазки при интенсивных разгонах и торможениях автомобиля. Картер состоит из двух емкостей: небольшой спереди и более объемной сзади. Дополнительный насос (так называемой обратной связи) с цепным приводом перекачивает масло из передней части в заднюю.

 ТТХ нового мотора BMW M V8
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/4
Объем, см куб.3999
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин309 (420)/8300
Макс. кр. мом., Нм/об/мин 400/3900
Макс. обороты, об/мин 8400
Диаметр цилиндра, мм 75,2
Ход поршня, мм 92,0
Диаметр впускного клапана, мм35,0
Диаметр выпускного клапана, мм 30,5
Вес, кг 202

Киев – Мюнхен – Киев

Сергей Иванов
Фото BMW

Редакция благодарит компанию «АВТ Бавария» за помощь в организации поездки