X

Правильные диски – не только круглые, а и «живучие»

Тормозной диск – что может быть проще… грубо говоря – плоский железный блин. Или два соединенных между собой, если диск вентилируемый.

Однако простота конструкции еще не означает легкости в изготовлении. Специалисты немецкой компании Wulf Gaertner Autoparts AG, продукция которой известна под маркой MEYLE, уже не раз рассказывали о том, сколько нюансов в производстве тормозных дисков – начиная с качества сплава, и заканчивая антикоррозионным покрытием.

Чистые тормозные диски – гордость водителя, тщательно ухаживающего за своим автомобилем. Когда сквозь спицы литого диска просматривается чистый, а не покрытый ржавчиной диск – это красиво. Правда, для достижения этой чистоты некоторые автолюбители злоупотребляют чистящими средствами для тормозных дисков. Но они, очищая диск от ржавчины, во-первых, могут ускорять износ диска, а во-вторых – неблагоприятно сказываться на других элементах тормозной системы – начиная с тормозных колодок и заканчивая механизмом суппортов и тормозными шлангами. Ведь вещества, используемые в чистящих средствах, могут быть очень агрессивными.

Куда более разумный способ всегда демонстрировать окружающим чистые тормозные диски – установить диски, которые не ржавеют. Их выпуск не является каким-то космическим достижением – цинк-ламельное покрытие не вчера изобрели. Просто такой перфекционизм производителя запчастей демонстрирует его подход к качеству в целом. В фирме Wulf Gaertner Autoparts AG эта идеология заложена в середине прошлого века основателем фирмы Вульфом Гертнером. Этого человека прозвали «Мистер Запчасти» за его страсть к «матчасти» автомобиля, которая выражалась в постоянном желании что-то улучшить, доработать, усовершенствовать.

В тормозном диске, казалось бы, уже нечего совершенствовать. Материалы давно разработаны и апробированы в различных условиях, изобретены вентилируемые диски и так далее. Однако щепетильные немецкие конструкторы нашли, к чему придраться. У дисков оставалось два недостатка – помимо подверженности коррозии еще имеет место необходимость длительной приработки диска. С приработкой, как и с коррозией, немцы справились – нанесением в зоне рабочей поверхности диска сетчатого хонингования. Диск быстро притирается на глубину насечек, которые попутно способствуют и быстрой приработке колодок, а затем все работает в нормальном режиме.

Учитывая, что специалисты MEYLE доказали свою компетентность, мы решили позаимствовать еще несколько рекомендаций относительно тормозных дисков из их арсенала.

Вопрос, который часто интересует автовладельцев – до какого предела можно использовать тормозной диск, если он не искривлен, а просто равномерно стирается? Ответ специалистов таков – перепад между рабочей поверхностью диска и участком ближе к ступице, по которому колодки уже не работают, не должен составлять более 1 – 1,5 мм в зависимости от размеров диска (для маленьких автомобилей меньше, для больших – больше). Дело в том, что всегда имеет место некоторая подвижность суппорта относительно диска, и если колодки сделаны из жесткого материала, при их контакте с гранью проточенного колодками углубления в диске будет появляться писк или скрип.

Конечно, скрип – не единственная причина, по которой надо заменять сильно протертые тормозные диски. Чем больше перепад толщины между рабочей и нерабочей зонами диска, тем большее воздействие будет испытывать тормозной суппорт и сама колодка при контакте ее края с гранью рабочей зоны диска. Поэтому, хотя теоретически диск можно не менять очень долго – миллиметр это не то расстояние, которое не может быть компенсировано ходом тормозных цилиндров в суппортах, запас которого есть всегда – все же не стоит увеличивать нагрузки на систему. Наши дорожные службы и так об этом уже позаботились.

Не следует также и переживать, что диски придется часто менять, если следовать указанному правилу – на самом деле даже один миллиметр, это довольно много. Конечно, если диски изготовлены из правильного сплава, который по твердости близок к инструментальной стали. Дешевые диски, действительно могут стираться быстрее, однако этот их недостаток с лихвой компенсируется тем, что они и ржавеют очень быстро. Так что еще вопрос, по какой причине надо будет заменить диск от несолидного производителя – то ли он начнет сыпаться от коррозии и «убивать» колодки комплект за комплектом, то ли протрется, то ли деформируется после вынужденного продолжительного торможения.

Если тормозные колодки изготовлены из достаточно «щадящего» по отношению к дискам материала, диск вполне может прослужить несколько лет, прежде чем сотрется в такой степени, что потребует замены. Поэтому, кстати, при выборе колодок не следует ориентироваться на советы знакомых в отношении колодок, которые «долго ходят». Скорее всего, если спросить их, как часто они меняют диски, ответ окажется неутешительным.

При использовании щадящих колодок в сочетании с качественными дисками из прочного металла, да к тому же защищенных уникальным антикоррозионным покрытием, интервал замены дисков должен исчисляться годами. И в течение всего этого времени диски MEYLE PD будут выглядеть как новые, так что хозяина машины будут постоянно спрашивать: «Ты что, недавно новые диски поставил?», на что он сможет с гордостью отвечать, что просто один раз поставил правильные.

Материал подготовлен международным маркетинговым агентством «AGV-Aftermarket».