X

Резиновый лукум Lassa

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

Турция – уникальная страна, сочетающая в себе европейский уровень жизни с восточными традициями. Здесь находится один из крупнейших в регионе шинных заводов – Brisa. С его конвейера сходит продукция под двумя брендами – Bridgestone и Lassa.

История турецкой шинной марки Lassa берет свое начало с 1974 года, когда на заводе в городе Измите начался выпуск покрышек, разработанных по лицензионным технологиям BF Goodrich. В 1988-м на его базе была создана компания Brisa – совместное предприятие, основанное местным бизнес-холдингом Sabanci Holding и японской корпорацией Bridgestone. В рамках этого проекта параллельно с шинами Lassa в 1990 году здесь начали выпускать модели Bridgstone (изредка Firestone). Постепенно объемы производства наращивались: если в 1990-м было изготовлено 4,8 миллиона шин, то в 2007 и 2008 годах – около 8 миллионов. В настоящее время Brisa является ведущим турецким производителем покрышек. С 1995 года завод поставляет свою продукцию на конвейеры ряда ведущих автомобильных компаний, которые имеют сборочное производство в Турции.

Современный производственный комплекс занимает площадь 350 тысяч м2. Здесь
работают около 1800 специалистов.

«Военный» порядок

На завод Brisa вход посторонним строго воспрещен. Мало того, даже аккредитованных журналистов попросили сдать фотоаппараты и диктофоны. Производственный комп­лекс выполнен на уровне европейских аналогов: аккуратные дорожки, идеальная чистота, много зелени: просто не верится, что это промышленная зона. Еще больше удивило настоящее футбольное поле прямо между цехами: работники успевают сыграть мини-матч во время обеденного перерыва. В первую очередь нас ведут в химическую лабораторию, где квалифицированные ученые «колдуют» над новыми составами шин. Она оснащена современным оборудованием, световыми и даже электронными микроскопами, позволяющими изучать молекулярную структуру веществ. По заверению турецких производителей и украинских дилеров Lassa, одной из сильных сторон этих шин является большой ресурс. В это можно поверить, увидев, с каким размахом оборудован заводской исследовательский центр. На специальных стендах проводятся ресурсные испытания легковых и грузовых покрышек: всесторонне изучается влияние нагрузки, температуры, скорости и других параметров. Завершающий этап нашей экскурсии – собственно цех, с конвейера которого нескончаемым потоком сходят шины Lassa и Bridgestone. Здесь большинство операций автоматизированы, а труд человека традиционно используется при финальном контроле качества продукции. Наряду с турками на заводе трудится много японских специалистов. Средняя зарплата рабочего на линии составляет около 1000 долларов. В Турции считается, что компания Brisa очень лояльна к своим сотрудникам, поэтому попасть в ее штат довольно трудно и престижно.

Одна из самых высокотехнологичных моделей легковой линейки Lassa – cкоростная спортивная шина Impetus Sport.

Широкий охват

Кроме обычных (летних и зимних) легковых покрышек, выпускаются также грузовые, гоночные, вседорожные и сельскохозяйственные. Brisa активно поддерживает спортивные команды: на шинах Lassa выступал прошлогодний чемпион Румынии по ралли, а в турецком чемпионате соревнуется заводская команда Lassa (на Fiat Grande Punto). Марка Lassa уже давно стала № 1 в Турции и постепенно завоевывает внешние рынки. Важнейшими экспортными регионами являются Германия (шины Lassa аккредитованы TUV), Италия, Великобритания и Ближний Восток. Представители Brisa считают очень перспективным направлением своей экспансии страны СНГ. Ведь качество дорожного покрытия турецкой глубинки очень схоже с Украиной и Россией.

Мнение

Гекан Кучелоглудиректор по маркетингу и бизнесразвитию компании Brisa

«Потенциал завода Brisa позволяет производить до 10 миллионов шин ежегодно: таких показателей мы намерены достичь уже в ближайшие 5 лет».

Роман Базай
Фото Brisa и автора