X

Шины Michelin Primacy HP: Единство противоположностей

Обычно ресурс покрышек и обеспечиваемое ими сцепление с дорогой связаны обратной зависимостью. Сверхцепкая «формульная» резина лишь в прошлом сезоне научилась выдерживать гонку целиком. А в этом году компания Michelin представила для автомобилей премиум-группы новую шину Primacy HP, сочетающую увеличенный ресурс с улучшенным сцеплением.

Обычно ресурс покрышек и обеспечиваемое ими сцепление с дорогой связаны обратной зависимостью. Сверхцепкая «формульная» резина лишь в прошлом сезоне научилась выдерживать гонку целиком. А в этом году компания Michelin представила для автомобилей премиум-группы новую шину Primacy HP, сочетающую увеличенный ресурс с улучшенным сцеплением.

Обычно ресурс покрышек и обеспечиваемое ими сцепление с дорогой связаны обратной зависимостью. Сверхцепкая «формульная» резина лишь в прошлом сезоне научилась выдерживать гонку целиком. А в этом году компания Michelin представила для автомобилей премиум-группы новую шину Primacy HP, сочетающую увеличенный ресурс с улучшенным сцеплением.

Традиционно считается, что при выборе шины для своего автомобиля европейские водители руководствуются двумя критериями – безопасность и управляемость, и лишь на третье место ставят их ресурс. По крайней мере, так они отвечают на прямой вопрос, заданный маркетологами. Однако главной проблемой, с которой приходится сталкиваться при эксплуатации шин, 72% европейских автомобилистов назвали «малый ресурс». Получив такие результаты исследований, специалисты компании Michelin поставили перед собой задачу разработать шины, сочетающие повышенную ходимость и улучшенные сцепные свойства с дорогой. И это им удалось: по данным TUV Automotive, проводившего сравнительные дорожные испытания представленных этой весной Primacy HP, ресурс новых шин на 25% больше, чем у конкурентов, и они в среднем на 54% долговечнее худших из испытанных образцов. При этом после пробега в 10 тыс. километров тормозной путь шин из этой гаммы на 1,2 м меньше, чем в среднем у конкурентов. Снижение сопротивления качения, позволяющее несколько снизить расход топлива, предлагается потребителю в качестве бонуса.

Программа презентации, проходившей в конце февраля в окрестностях Рима, включала теоретическую часть – рассказ о том, как и за счет чего удалось добиться заявленных результатов – и пробные заезды на дорогах общего пользования и на кольце автодрома. День выдался дождливым, и для того, чтобы обеспечить мокрую дорогу, дождевальные установки не понадобились.

Как в ходе дорожных испытаний, так и на гоночном треке шины Michelin Primacy HP показали себя вполне достойными тех автомобилей, для которых предназначены: Audi A4 и A6, BMW 1-, 3- и 5-й серий, Mercedes C-, E- и S-классов, Peugeot 607 и т. д.

В продаже новая премиум-гамма продукции французских шинников появится в самые ближайшие дни, дополнив существующие линейки Energy (для автомобилей малого и малого среднего класса) и Pilot (для спортивных машин). В настоящее время Primacy HP уже поставляются на сборочные конвейеры BMW и Audi. Но если мюнхенцы приняли их в качестве основной «обувки» для соответствующих моделей, то ингольштадтцы пока осторожничают, закупая шины малыми партиями.

 Рекомендации специалистов

Согласно европейским правилам шины подлежат обязательной замене при уменьшении глубины рисунка протектора до 1,6 мм. Однако инженеры Michelin рекомендуют менять зимние шины при остаточной высоте протектора менее 4 мм, а летние (в частности, из представленной в этом году линейки) – при 2,3 мм. Впрочем, в этом вопросе они предлагают учитывать прежде всего климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, – например, на южном побережье Испании можно ездить и до «легитимных» 1,6 мм, а в дождливом Уэльсе лучше поставить новые покрышки уже при достижении старыми отметки в 2,5 мм.

 Конструктивные особенности

Франк Феррер (Franc Ferrer)
Руководитель технического маркетинга по легковым шинам Michelin в Европе

Для того чтобы добиться высоких показателей как ходимости, так и мокрого сцепления, мы использовали три главные инновации: применили метод разработки шин A.S.M. (Architecture, Sculpture, Materials – с англ. «структура, протектор, компоненты» – СПК), на основе которого обеспечили баланс в сочетании «гибкость – жесткость». На базе A.S.M. также создано уникальное сочетание компонентов резиновой смеси: эластомера ElastoSport и двуокиси кремния Full Silica. На практике это реализовано следующим образом. «Структура»: оригинальная многослойная конструкция каркаса шины позволяет ей изменять форму в различных режимах движения таким образом, чтобы пятно контакта с дорогой всегда имело максимальную площадь. За счет большей площади контакта уменьшается износ шины. «Протектор»: рисунок протектора выполнен из расчета получения очень жестких блоков, которые могли бы обеспечивать эффективную работу резиновой смеси в каждой точке пятна контакта. При этом каждый квадратный миллиметр протектора нагружен одинаково с другими, чем и обеспечивается равномерность износа. «Компонеты»: резиновая смесь протектора представляет собой смесь ElastoSport и Full Silica. Именно это сочетание призвано обеспечить хорошие сцепные свойства и снизить износ резины при интенсивных разгонах.

 Нулевое давление

В гамме Primacy HP есть и беспрокольная серия ZP (Zero Pressure – нулевое давление). Шины этой серии имеют усиленную боковину, что позволяет продолжать движение даже при полной потере давления вследствие прокола колеса. Проехать таким образом можно около 80 км, не разгоняясь при этом более чем до 80 км/час. Доставшаяся мне во время дорожных испытаний BMW третьей серии была оснащена именно Michelin Primacy HP ZP, поэтому часть пути организаторы теста предложили проделать со спущенным задним правым колесом. Не согласиться я не мог.

…Выезжаю с паркинга. На информационном дисплее загорается красный сигнальный индикатор «низкое давление шин». В поведении автомобиля ничего существенно не меняется. Но если внимательно прислушаться к машине, немного изменился звук, доносящийся из задних колесных арок – как будто вместо летних шин на заднюю ось кто-то обул зимнюю резину. Курсовую устойчивость автомобиль сохраняет идеально, и даже при незначительном превышении упомянутого скоростного лимита все колеса работают без замечаний. Правда, при маневрировании (например, быстром перестроении) на скоростях, близких к 80 км/час, спущенное колесо дает о себе знать, поддергивая автомобиль за корму. Но при аккуратной езде единственным свидетельством прокола остается индикатор на экране трип-компьютера.

Впрочем, есть в бочке меда и ложка дегтя: на фирменном сервисе, куда вы доедете на спущенном колесе, ремонтировать его откажутся: в данном случае обязательна замена. Дело в том, что во время движения без давления в колесе усиленные боковины испытывают повышенные нагрузки, вызывающие их необратимую деформацию. Ресурс покрышек рассчитан так, чтобы гарантированно обеспечить безопасное преодоление 80-километрового отрезка пути при полной загрузке автомобиля, но даже если вы проехали на пустой машине всего 20 км, их ремонтировать не станут. Аргумент инженеров прост – сегодня не существует технологии оценки степени износа боковин вследствие движения без давления в шине. И, соответственно, невозможно оценить запас аварийного хода после ремонта и предоставить соответствующую гарантию. Однако Франк Феррер, руководитель технического маркетинга по легковым шинам Michelin в Европе, заверил нас, что инженеры компании уже разрабатывают специальные датчики, которые будут фиксировать степень падения давления в шине и нагрузку на нее. Опираясь на эти данные, бортовой компьютер сможет определять запас аварийного хода на момент поступления колеса в ремонт. Что и позволит ремонтировать эти шины и предоставлять владельцу автомобиля гарантию на остаточный пробег шин в случае потери давления. Впрочем, весьма высока вероятность, что украинские автовладельцы не станут дожидаться внедрения датчиков (тем более что никаких сроков производитель пока не называет), а будут ремонтировать шины, определяя их состояние и ресурс «на глазок». В этой ситуации нужно помнить, что подобная экономия приводит к потере гарантии не только на шину, но и на автомобиль, оснащенный ею на конвейере.

 1,2 метра

По утверждению представителей TUV Automotive, проводивших дорожные испытания новой шины Michelin, в среднем после 10 тыс. км пробега шины Primacy HP при торможении с 80 км/ч демонстрируют на 1,2 метра меньший тормозной путь по сравнению со средними показателями конкурентов. Иными словами, когда автомобиль, обутый в предназначенные для автомобилей премиум-класса шины Michelin, уже остановился, его аналог со среднестатистическими колесами продолжает двигаться со скоростью 16 км/час. И встреча такого автомобиля, например, с пешеходом может стать для последнего роковой (вероятность смертельного исхода – около 10%).

Максим Моргунский
Фото автора и Michelin

Редакция благодарит представительство Michelin в России за помощь в организации поездки