X

Сплошное надувательство

На каком авто впервые появились подушки безопасности.

На каком авто впервые появились подушки безопасности.

Лидер по разработкам систем безопасности в автомобиле – компания Volvo в этом году празднует 20-летний юбилей с начала использования подушек безопасности. Но Mercedes утверждает, что внедрил их раньше! Где надувательство?

Более четверти века прошло с момента запуска компанией Mercedes в серийное производство моделей автомобилей с воздушными подушками безопасности (общепринятое название – airbag). И уже в новом веке из элемента роскоши они стали неотъемлемым средством пассивной безопасности в любом современном автомобиле. Разработки по созданию подушек безопасности компанией Mercedes начались в 1966 году в тесном сотрудничестве с фирмой Bosch, за это время в краш-тестах было разбито более 250 автомобилей с трехлучевой звездой и проведено 2500 тестов на манекенах.

Предмет роскоши

На этапе внедрения airbag у инженеров возникало много проблем. Наиболее сложные из них были связаны сначала с выбором способа ее надувания, потом – с подбором вещества, которое надувает подушку, а также созданием механизма управления для ее точного срабатывания. С последней задачей успешно справились, разработав электронную систему управления. А вот для быстрого надувания безопасный на 100% сжатый воздух не подходил. Лучше всего работал в режиме «надувательства» пиротехнический заряд. Эксперименты с зарядами разного вида, в том числе и на основе ракетного топлива, приводили даже к возгоранию испытываемых автомобилей. Поэтому специалистов из Mercedes отправили на курсы по изучению взрывчатых веществ. Результат – в 1981 году Mercedes представил на Женевском автосалоне флагманский S-Klassе (W 126 Series) – с фронтальной подушкой безопасности для водителя. Стоимость аirbag составляла 4130 немецких марок (около $3000), что в 1981 году было довольно приличной суммой. В первый год было куплено всего 2636 автомобилей, оснащенных подушкой безопасности. А уже в 1992-м водительские подушки безопасности входили в базовое оснащение всех моделей компании. Сейчас автомобили с этими системами безопасности исчисляются миллионами, как и количество жизней, которые они сберегли.

Идея подушки безопасности принадлежит сразу двум людям – немцу Вальтеру Линдереру и американцу Джону Хендрику. Именно они независимо друг от друга в 1953 году запатентовали идею «Складного развертываемого мешка, надуваемого в случае опасности, прикрепленного к рулю». Реализовать идею подушки безопасности на то время не позволяли технологии.

Кстати, в 1992 году, когда была выпущена 100-тысячная подушка безопасности, компания Mercedes провела интересный эксперимент. К его участию привлекли один из первых Mercedes SEL, купленный у компании в 1981 году. На его одометре к тому времени было уже 400000 км пробега. Автомобиль отправили в краш-центр немецкой компании, где он в присутствии множества приглашенных гостей и прессы был разбит. Как и прогнозировали инженеры Mercedes, подушка безопасности открылась без заминки.

Гонка вооружений

В компании Volvo тоже не сидели сложа руки. В 1987 году первый airbag появился на серийном Volvo. А в 1994-м впервые в мире шведские инженеры презентовали боковую подушку безопасности, а в 1998 году – боковую надувную шторку, спрятанную в потолок автомобиля.

С изобретением подушек многие заявляли, что их внедрение сделает ненужными ремни безопасности. Испытания автомобильных компаний не только опровергли это, но показали, что только в симбиозе данные средства активной безопасности существенно увеличивают шансы людей остаться в живых и уменьшить травматизм при аварии. А вот одни подушки могут привести к серьезным травмам. Причина – высокая скорость их раскрытия, достигающая 300 км/ч, в итоге в случае аварии «отвязанный» пассажир получает нокаутирующий удар в лицо подушкой, раскрывшейся в начальной стадии с очень большой скоростью. Это, кстати, делает подушки смертельно опасными для детей. Поэтому, перевозя свое чадо на переднем сиденье в специальном детском кресле, установленном спинкой к торпедо автомобиля, обязательно отключите пассажирскую подушку. Правда, в некоторых автомобилях в сиденья вмонтированы специальные датчики, измеряющие вес пассажира, – если это ребенок, подушка не откроется. Чтобы убедиться в том, оборудована ваша машина данной системой или нет, обязательно загляните в руководство по эксплуатации авто.

Немаловажную роль в безопасности играет и посадка пассажира. Например, некоторые, путешествуя на переднем пассажирском сиденьи, любят класть ноги на торпедо. Доказано, что даже в небольшом ДТП, в котором сработают подушки, такой человек в лучшем случае проведет несколько месяцев с загипсованными ногами, в худшем – гипс ему уже не поможет.

Прогресс на месте не стоит

Как и автомобили, подушки постоянно совершенствуются, меняется не только их форма, но и изобретаются новые, например, для защиты ног впередисидящих. Кроме того, применяются современные системы, просчитывающие силу удара, вес пассажира и ускорение, с каким люди будут двигаться в салоне во время удара, а также регулирующие скорость надувания и момент открытия подушек при столкновении. Несмотря на это остаются нерешенными такие проблемы, как резкое изменение давления в салоне в момент срабатывания подушек, что не только может стать причиной временной контузии, но и привести к серьезным травмам слухового аппарата. Еще проблема – «одноразовость»: в случае второго удара в аварии с участием нескольких авто сработавшие ранее подушки уже бесполезны. Также до конца неизвестно, насколько безопасны подушки для людей, носящих очки, хотя в инструкциях к автомобилям противопоказаний по этому поводу не встречается, как и для курящих сигареты и сигары. А вот любителям курить трубку за рулем нужно отказаться от этой привычки – в случае аварии встреча трубки с подушкой приводит к фатальным последствиям.

 Хронометраж срабатывания Airbag
Во время столкновения скорость «вылета» подушки составляет около 300 км/ч, а сила звукового хлопка – 140 дБ, что превышает болевой порог человеческих органов слуха.

Евгений Сокур
Фото Dekra и фирм-производителей