X

Свечи зажигания Bosch: далекие и близкие

Реалии глобализации: одни и те же автокомпоненты одной и той же марки выпускаются в разных точках земного шара. При этом производитель утверждает, что качество везде одинаковое. Мы попытались убедиться в этом на примере двух заводов Bosch – в Германии и России.

Реалии глобализации: одни и те же автокомпоненты одной и той же марки выпускаются в разных точках земного шара. При этом производитель утверждает, что качество везде одинаковое. Мы попытались убедиться в этом на примере двух заводов Bosch – в Германии и России.

Реалии глобализации: одни и те же автокомпоненты одной и той же марки выпускаются в разных точках земного шара. При этом производитель утверждает, что качество везде одинаковое. Мы попытались убедиться в этом на примере двух заводов Bosch – в Германии и России.

Размещение предприятий по производству автокомпонентов в разных странах компании обычно объясняют желанием приблизиться к рынкам сбыта. То есть – сэкономить на логистике, таможенных формальностях, недорогих ресурсах: как людских, так и сырьевых, материальных. У немецкого концерна Bosch пять заводов по выпуску свечей зажигания – в Германии, России, Китае, Индии и Бразилии. Головное предприятие «свечной» отрасли находится в немецком городке Бамберге, а заводом № 2 вот-вот планируют назвать производство в волжском поселке Энгельс – пригороде Саратова. За три дня мы побывали на обоих предприятиях и имели возможность сравнить их.

Периодически свечи проверяют также путем распиливания и контроля над заполнением полостей резистивным порошком.

Российский завод в Саратове в ближайшее время выйдет на второе место по значимости среди пяти заводов Bosch, выпускающих свечи зажигания.

По-братски

Любая модель свечи зажигания данной марки рождается в Бамберге, где расположены конструкторское бюро, испытательные лаборатории, опытное производство и т. д. Получив здесь путевку в жизнь, новые конструкции свечей отправляются к местам производства – на заводы в разные страны. Вместе с технической документацией за ними следует команда технологов, инженеров-наставников и менеджеров, сотни контейнеров с оборудованием, приобретенным у тех же поставщиков, которые снабжали станками Бамберг.

В результате, несмотря на разные окончания сакраментальной ссылки Made in …, никто не разделяет готовые изделия по месту их изготовления – все они поступают на региональные и глобальные склады, чтобы оттуда разойтись по миру в качестве OEM-комплектующих для автоконвейеров или запчастей.

Все это мы знали на примере некоторых других «глобальных» производителей автокомпонентов, и, конечно же, оценили смелость менеджеров Robert Bosch GmbH, которые с перерывом в один авиаперелет открыли перед журналистами сначала ворота своего головного свечного завода, а затем – своего самого молодого предприятия.

 

Завод Bosch в Германии

  

Срок производства свечи – 5 дней. Самая длительная операция – изготовление изолятора. Высушенную пятикомпонентную смесь для керамики в течение 40 часов измельчают до размера частиц 2,5 микрона.

Корпус свечи получают по уникальной технологии холодной формовки усилием 160 тонн. За пять приемов по 0,5 секунды каждый автомат из стальной болванки выдавливает корпус. Отходов металла нет.

 

Завод Bosch в России

Отформованные изоляторы шлифуют на станках-автоматах и отправляют в газовую печь на 30 часов. При 1620 градусах изделие «усаживается» на 20%, но допуск размеров при этом строгий – не более 0,02 мм.

Розовый цвет глазурь изолятора получает для контроля качества нанесения. После обжига гламурный цвет «уходит» и свеча становится белой. Штамп Made in Russia выдавливается позднее на металле корпуса.

Два берега

Завод в Бамберге выпускает искровые свечи Bosch с 1940 года, завод в Саратове – с 1996-го. На первом работают 1000 человек и столько же – на втором. Германское предприятие производит 250 моделей свечей, российское – 385. Немцы ежегодно пакуют в ящики 120 млн. свечей, россияне – 47 млн.

Разделение труда такое: немцы выпускают огромные партии однотипных изделий, россияне специализируются на мелких сериях более широкого ассортимента. По уровню качества продукции и ее сложности разграничений нет: например, 47% саратовских свечей уходит на экспорт, они одобрены Daimler и BMW, также осуществляются поставки на конвейеры GM (Opel) и Ford.

Во время знакомства с цехами в Саратове нам казалось, что мы из Бамберга не улетали, а просто перешли в соседний корпус. Те же чистенькие станки и автоматические линии нежно-зеленого цвета, те же надписи на немецком языке и тот же порядок в каждой мелочи – от расположения ящиков с деталями до отточенных движений рабочих. Более того, сотрудники предприятия утверждают, что подобные ощущения вызывают не только «внешние», видимые факторы – саратовское предприятие является неотъемлемой частью огромной единой структуры. Завод постоянно посещают специалисты из Германии, в свою очередь, российские инженеры, техники и рабочие ездят обучаться на зарубежные предприятия компании. У компьютеров россиян – удаленный доступ в единую сеть Robert Bosch GmbH, они постоянно участвуют в интернет-конференциях по самым сложным техническим вопросам.

Завод Bosch в Германии

Завод Bosch в России

Каждый десятый центральный электрод перед сборкой подвергается проверке на геометрию и качество шлифовки.

При окончательной сборке свечу опять нагревают и завальцовывают, прижимая край корпуса к изолятору с усилием до 2500 кг. Соединение получается герметичным.

Свечи зажигания с заводов Bosch отправляют на 19 автосборочных предприятий по всему миру. Никакой разницы между произведенными в разных странах свечами не делают.

Без особенностей

Корпоративная политика «глобальной» компании не делает скидок на «национальные особенности»: все внутренние и европейские стандарты качества, экологические и иные нормы соблюдаются неукоснительно. Например, всецело приветствуя локализацию (читай – удешевление) производства, компания придерживается долгой и хлопотной «процедуры разрешения» при каждой смене сырья, поставщика материалов и пр. Даже после смены поставщика глинозема для получения керамики автопроизводитель – заказчик свечей устраивает на свечном заводе аудит. Согласно европейским правилам «Процесса согласования производства автокомпонентов» заводчане обязаны докладывать заказчику даже о перестановке станков в своих цехах. В случаях малейшего сомнения в качестве сырья и комплектующих «со стороны» Bosch поставляет их на сборку со своего немецкого предприятия – например, как это имеет место с некоторыми видами электродов для Саратова. Результат налицо: допускаемый брак – 1-2 свечи на один миллион изделий. Причем эта норма одинаково успешно распространяется как на немецкие свечи Bosch, так и на российские.

Завод Bosch в Германии

Штифт для подсоединения высоковольтного провода запрессовывается в засыпанную в свечу резистивную смесь при температуре 850 градусов.

Боковые электроды загнут после накатки резьбы. Качество крепления электрода проверяют выборочно, пытаясь отломать его в специальном устройстве. Обычно ломается не «по шву».

Завод Bosch в России

Кроме проверки «на пробой», одна из финальных операций после сборки свечи – визуальный осмотр. Подозрительные изделия безоговорочно выбрасывают.

Одно из отличий между заводами в Бамберге и Саратове – способ упаковки готовой продукции в товарную тару. В Германии это делает автомат, в России этот процесс доверен людям.

Близнецы-братья?

Но одинаковыми два этих завода назвать нельзя. Во-первых, разные уровни автоматизации. В Германии только 10% работ доверено человеку, в основном это – контроль качества. В России ручного труда больше: отчасти из-за более низкой оплаты труда (зарплата рабочего в Саратове – $700–750), отчасти из-за меньших «тиражей» производства, которые оправдывают, например, отказ от полностью автоматической сборки. В отличие от немецких коллег, саратовцы вручную подают и забирают заготовки с определенных станков, контролируют некоторые параметры свечей на промежуточных этапах.

Гордятся в городе на Волге своими «круглыми столами» – несколькими автоматами для сборки свечей. Спроектированные и изготовленные непосредственно здесь, они быстро и легко перенастраиваются под другую модель свечи, что особенно ценно в условиях большой номенклатуры изделий. В Бамберге подобных роботов нет, поэтому на переналадку линий уходит целый час.

Киев – Бамберг – Саратов – Киев

Игорь Широкун
Фото автора и Bosch