X

Тесты Ё-мобиля подтверждают: он реален

На полигоне одного из исследовательских институтов Беларуси идут тесты Ё-мобиля. На нескольких шасси-носителях обкатываются опытные образцы основных агрегатов российского гибридного автомобиля.

Напомним, Ё-мобиль в его последней версии представляет собой пятидверный городской кроссовер с гибридной силовой установкой последовательного типа. Каждая из осей машины приводится отдельным электромотором, которые питаются от батареи, получающей в свою очередь энергию от генератора, приводимого двигателем внутреннего сгорания. Жесткой связи (посредством механической  трансмиссии) между ДВС и колесами нет – бензиновый мотор работает исключительно как источник электроэнергии.

Интересно, что в некоторых режимах связка ДВС-генератор может не только подзаряжать батарею, но и питать тяговые электродвигатели напрямую. Помимо ДВС, подзаряжать батарею помогает рекуперация энергии – по замыслу российских конструкторов, режим рекуперации должен сохранять и передавать в батарею до 80 % кинетической энергии едущего накатом автомобиля. Революционной выглядит сама батарея – это не аккумулятор в привычном виде, а конденсаторы, которые благодаря своим принципиальным особенностям дешевле, легче и способны заряжаться быстрее. Емкость конденсаторной батареи – 7,5 фарады при напряжении 450 вольт (или 110 Втч), масса 70 кг. Рабочий температурный диапазон также выгоднее, чем у АКБ – от – 45 градусов до +60 градусов, принудительного охлаждения конденсаторам не требуется.

Вот еще некоторые подробности о тестируемой версии Ё-мобиля. Номинальная мощность каждого из двух тяговых электромоторов – 30 кВт, максимальная – 60 кВт, крутящий момент – 200 Нм. Мощность 4-цилиндрового ДВС объемом 1,4 л – 75 л.с. В городском цикле езды гибридного кроссовера мотор будет потреблять порядка 6 л на 100 км. Помимо бензиновой системы питания ДВС кроссовера будет комплектоваться ГБО для работы на сжатом метане (CNG).

Проверка Ё-мобиля на полигоне показывает, что задуманная гибридная система с конденсаторной батареей работоспособна. В городском режиме движения машина получается динамичной, набирая 60 км/ч за 4,5 секунды, все ведущие колеса при желании можно сорвать в буксование с места. На загородных скоростях динамика падает, поскольку при активном старте батареи отдают всю свою энергию в первые несколько секунд и после 60 км/ч уже не помогают генератору ускорять автомобиль. Поэтому по результатам предварительных испытаний выходит, что Ё-мобиль разгоняется до 100 км за 14 – 15 секунд. Интересно, что допускается движение на одной только электротяге – при скорости порядка 30 км/ч можно проехать около 1 километра. Когда завершится тестирование Ё-мобиля, пока не сообщается, однако конструкторы заявляют, что дефицита времени не испытывают и все идет согласно графику.