X

Трое против «Визира»

Надежды больше нет. Той, которая грела каждого из нас: «Вот достанут эти гаишники со своими «Визирами», куплю какой-нибудь хитрый приборчик (вон сколько их продается!) и буду ездить, как прежде. То есть – как хочу». Мы потратили день и кучу денег, чтобы убедиться: этого не будет.

Надежды больше нет. Той, которая грела каждого из нас: «Вот достанут эти гаишники со своими «Визирами», куплю какой-нибудь хитрый приборчик (вон сколько их продается!) и буду ездить, как прежде. То есть – как хочу». Мы потратили день и кучу денег, чтобы убедиться: этого не будет.

Надежды больше нет. Той, которая грела каждого из нас: «Вот достанут эти гаишники со своими «Визирами», куплю какой-нибудь хитрый приборчик (вон сколько их продается!) и буду ездить, как прежде. То есть – как хочу». Мы потратили день и кучу денег, чтобы убедиться: этого не будет.

Мы сделали все по инструкции. Для чистоты эксперимента выбрали две пары номерных знаков – отвечающих стандартам, но изготовленных на разных предприятиях. Затем при помощи моющих средств очистили сами таблички. Две из них покрыли лаком из баллончика Photo Blocker, две оставили нетронутыми.

Так называемую SPY-рамку подключили к гнезду прикуривателя согласно руководству из Интернета и наставлениям продавца, доставившего товар. Еще одну рамку, с прозрачной крышкой, собрали, тщательно отцентровав в ней номер и зафиксировав его защелками.

За готовность прибора «Визир» к поединку отвечали два сержанта ГАИ – и уж они постарались сделать все, чтобы защитить честь мундира. Мы не рассматривали другие камеры, состоящие на службе в Госавтоинспекции. Они не выполняют функции автоматической фотофиксации нарушений, а мы сегодня исследуем только те устройства, которые способны обеспечить водителю сюрприз в виде письма с протоколом и квитанцией на оплату штрафа.

Испытания проводили в пасмурный зимний полдень при температуре воздуха +3°С и рассеянном освещении, на улице Дорогожицкой в городе Киеве.

Измеритель скорости «Визир»

Радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости – таково название прибора, который в последние месяцы наводит страх на всех автомобилистов Украины. Именно «Визир» – основное оружие ГАИ в борьбе с нарушителями путем составления протоколов без участия водителя.

Устройство состоит из двух независимых блоков – измерителя скорости и цифровой фотовидеокамеры. Камера включается как автоматически при превышении едущей машиной заранее выставленного лимита скорости, так и вручную – автоинспектором. Именно камера нас сегодня и интересовала, поскольку не будет фотографии нарушения – не будет и письма с протоколом. Стоимость 15000 грн.

Разминка

Для начала мы засняли SPY-рамку «мобилкой». Часть светодиодов оказалась видимой на экране телефона.

При съемке укрытого пластиком номера цифровая «зеркалка» с мощной фотовспышкой зафиксировала блик.

Как и «мобилка», камеры наблюдения на парковке «видят» свечение SPY-рамки в тени и сумерках, но зеленоватые огоньки светодиодов не мешают читать цифры.

Спрей-фотоблокер

Баллончик с лаком на нитрооснове. Лак наносится на номер (баллончик рассчитан на 4 таблички). Продавец утверждает, что лакированный номер с повышенной интенсивностью отражает в объектив фото- (видео-) камеры лучи инфракрасной вспышки, используемой при cъемке. Отраженный от номера пучок лучей должен создавать засветку на матрице камеры – и вместо цифр и букв сотрудники отдела админпрактики ГАИ увидят белое пятно. Специалисты-оптики подтверждают: теоретически все правильно.

Оба номера, покрашенных из баллончика, прикрепляли на автомобиль поочередно, и инспектор снимал каждый из них и в движении, и в статике. Добиться засветки или блика на фотоснимке «Визира» не удалось – очевидно, по причине отсутствия в приборе фотовспышки (как видимого, так и невидимого спектра), свет которой лаку надлежит «интенсивно отражать». Не бликовало покрытие и при фотографировании его обычным «цифровиком» с мощной профессиональной вспышкой.

Рамка SPY-защиты

Рамка для номерного знака, в ее нижней части укреплены 24 светодиода (как утверждает производитель, невидимого глазу инфракрасного излучения). Они подключены к бортовой сети и в инфракрасном свете делают номер «пересвеченным». Работающая в инфракрасном режиме камера, экспозиция которой «выставлена» по более темному окружающему фону, зафиксирует на месте номера только яркое пятно. Консультировавшие нас дипломированные инженеры-оптики подтверждают: идея правильная.
В случае с «Визиром» расчеты создателей SPY-защиты не оправдались. Мы крепили в светодиодную рамку и оба «чистых» номера, и оба лакированных, проносились мимо инспекторов на дистанции 400 м и на расстоянии вытянутой руки. Мы поднимали номер на уровень груди, держали двигатель на холостом ходу и выкручивали на оборотах выше средних (продавец рекомендовал такой режим, чтобы повысить напряжение в бортовой сети в момент фотофиксации). Все зря: номера читались на экране «Визира» и копьютера без проблем.

Рамка с прозрачной крышкой

Рамка с пластиковым прозрачным экраном. Согласно мнениям продавцов, разлинованный пластик ограничивает угол видимости номерного знака при взгляде на него под большим углом сверху. По другой легенде, он якобы способен отражать фотовспышку и давать засветку в видимом диапазоне. Достаточно школьного курса физики, чтобы признать: при определенном угле фотографирования это возможно. Однако велика ли вероятность, что вспышка «ударит» под нужным углом?
Ситуация, аналогичная двум предыдущим экспериментам: ни с одним из наличествующих у нас номерных знаков никакой засветки объектив «Визира» не зафиксировал. Все цифры и буквы на табличках отлично читались в любых ракурсах. Только во время тестов при участии редакционного фотоаппарата с мощной вспышкой удалось один раз «поймать зайчика». Впрочем, так могло получиться с любой гладкой блестящей поверхностью, попавшей в кадр.

Мнение

Анатолий СиренкоНачальник Управления ГАИ в г. Киеве полковник милиции

Национальное законодательство четко определяет размеры, форму, обозначения, цвет и размещение номерных знаков транспортных средств. Нарушение этих параметров влечет за собой ответственность в виде штрафа 170–255 грн. (ст. 121 КоАП). Если водитель повторно на протяжении года нарушит «знаковую» статью, то, по решению суда, он может быть как оштрафован на сумму 255–510 грн., так и привлечен к общественным работам на срок от 30 до 40 часов с оплатным или без такового изъятием ТС. Следует также помнить, что номерные знаки должны быть хорошо видны днем с расстояния не менее 20 м, поэтому запрещается обрабатывать их химическими составами, закрывать защитными материалами, которые затрудняют прочтение символов знака сбоку или создают блики на поверхности при различном освещении.

Капитуляция

Возможно, какие-то из испытанных изделий окажутся полезными при встрече с оборудованием иного типа. Что ж, когда оно поступит на вооружение ГАИ, мы снова испытаем наше «оружие» в честном «бою». А пока единственным действенным методом избежать фотофиксации нарушений остается прежний – не допускать их в принципе.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка